Как рисовать масляной пастелью?
Содержание:
- Другие способы
- Лучшие зарубежные пастелисты
- Книга Маргарет Эванс «Техника рисования пастелью для начинающих»
- Виды
- Свойства и особенности пастели
- Дополнительные принадлежности
- Растушевка и смешивание цветов
- Материалы
- Использование обоев пастельных тонов
- Сухие пастели
- Виды пастели
- Бережное обращение с работами из пастели
- Как наносить пастель для волос в домашних условиях?
- На какой бумаге лучше рисовать пастелью
- Масляная пастель
- Мастер-класс по рисованию цветов пастелью
- Хранение пастели
- Особенности этого направления
Другие способы
Есть и другие, на сегодняшний день довольно экстравагантные способы закрепить рисунок.
Бумагу покрыть раствором желатина, дать высохнуть и работать, стараясь делать пастель немногослойной и не очень пастозной. Затем всю бумагу держат обратной стороной над кипящей водой. Желатин при этом растворяется, приклеивая нижние слои пастели.
Способ закрепления от Лорио (18 век). Поставить работу, выполненную пастелью, вертикально и осаждать на её поверхность пары, насыщенные раствором рыбьего клея в смеси с уксусом или спиртом.
Растворить парафин в бензине, смешать с обезжиренным молоком и распылителем нанести на работу.
Можно закреплять раствором мыла.
Но помните: все закрепления, когда вы закрепляете рисунок сильно, убивают неповторимую прелесть сухой пастели. Так что не перестарайтесь. Если храните рисунки в папке, можно проложить их калькой, чтобы они точно друг друга не испачкали.
Лучшие зарубежные пастелисты
Многие имена известных художников связаны с пастельным направлением в искусстве рисования.
Натали Пикуле
Французская художница, передающая на своих реалистичных картинах красоту девушек.
Герман Арацил
Испанский пастелист, выбравший для своих работ жанр портрет, особенно утонченно передавая красоту и элегантность женщин со спины.
Фелипе Сантаманс
Еще один автор из Испании, но уже предпочитающий писать натюрморты.
Майлз Уильямс Матис
Американский виртуоз пастельной графики, живо передающий красивые женские образы.
Джавад Солиманпур
Иранский художник-самоучка, получивший славу за свои рисунки пастелью
Лиз Хейвуд-Салливан
Мастер из США, создавший множество пейзажей в стиле реализм.
Лана Бэллот
Барбара Кортни Янике
Морис де Латур
Французский портретист. Первое признание он получил на выставке 1737 года, после представил чреду выдающихся произведений искусства и «Мадемуазель Камарго».
Розальба Каррьера
Известная художница из Италии, особенно поражает её портретная стилистика в работе «Весна».
Густав Лундберг
Шведский мастер-портретист XVIII века. Рисовал парадные картины пастелью, на которых он сделал при жизни приличное состояние. Картина «Месье де Верженн» — одно из его творений.
Жан-Этьен Лиотар
Мастер-живописец из Швейцарии, написал знаменитую картину «Шоколадница». Во Франции его работы имели оглушительный успех.
Зария Форман
Фотографическая точность её шедевров поражает, невозможно оторваться от созерцания картин, например, «Натюрморт с яйцами».
Эдгар Дега
Импрессионист, прекрасно владел пастельной техникой. Знаменитые «Голубые танцовщицы» увлекают в вихрь танца, красок.
Жозеф Вивьен
Портрет неизвестногоЖозеф Вивьен
Гордость французской живописи, первый стал применять пастель в рисовании парадного портрета натуральной величины. Один из его шедевров —«Портрет неизвестного».
Все они оставили после себя огромное количество уникальных полотен, которыми гордится не одно поколение людей.
Книга Маргарет Эванс «Техника рисования пастелью для начинающих»
Поэтапно разобраться в секретах использования пастельных карандашей полезно не только новичкам, но и опытным художникам. Работа Маргарет Эванс поможет многим освоить этот вид материала. Ведь кто-то считает пастель легкомысленными, разноцветными мелками.
Маргарет Эванс является не только художницей, но и преподавателем живописи в Дании. В своей книге она раскрывает все тонкости работы с пастельными палочками. Работа с этим материалом непростая, зато очень увлекательная. Автор подробно характеризует все виды пастели, объясняет для чего они нужны, как ими пользоваться. Из книги можно узнать, как правильно накладывать цветовые слои. В помощь начинающим художникам даны различные пояснения, пошаговые инструкции с фото для работы. Маргарет предлагает несколько мастер-классов по изображению пейзажей. На них нарисованы различные уголки земного шара. Книга состоит из следующих разделов:
- Выбор цвета.
- Тонкости композиции и перспективы.
- Рисунки с натуры.
- Беглые зарисовки и использование фото.
- Изображение растений в горшках.
- Рисуем сад.
- Изображение букетов.
Опора в книге Эванс делается на прорисовку пастелью различных цветов и букетов.
Виды
Хотя масляная пастель уже сама по себе является подвидом пастели, при тщательном изучении и ее можно классифицировать по определенным признакам. Из-за сравнительно небольшого количества отличающихся параметров все ее разновидности относительно похожи между собой, но все же такие различия очень сильно бросаются в глаза профессиональным художникам.
В первую очередь стоит отметить, что хотя все пастельные мелки из этой категории изготавливаются на основе масла, количество данного ингредиента в процентном соотношении может отличаться. Помимо классической масляной пастели, выделяется еще и водно-масляная, а также акварельная художественная масляная пастель. Классический вариант дает результат, максимально похожий на масляную живопись и считается более профессиональным, хоть и требует тонкой работы с растворителем.
Кроме того, любую пастель, в том числе и масляную, делят по степени твердости. Твердые сорта отличаются повышенной сухостью, в связи с чем они несколько хуже цепляются за поверхность, однако только ими можно тонко и точно прорисовать мелкие детали и контуры, при этом цвета смешиваются плохо. Мягкая пастель обладает полностью противоположными качествами – она хорошо липнет к большинству основ и дает несколько размытые контуры, смешиваясь в местах соприкосновения разноцветных деталей.
Мягкую пастель можно найти и поштучно, но чаще продаются многоцветные наборы, что в случае с детьми особенно удобно и практично. Наборы из 12 цветов обычно состоят из одной категории оттенков (стандартные, с металлическим блеском или флуоресцентные), из 18-24 цветов содержат либо расширенную палитру одной категории, либо цвета сразу двух категорий, ну а 36 и 50 цветов – это уже подарок, достойный даже довольно неплохого художника.
Свойства и особенности пастели
У каждого вида пастельной техники существуют отличия, нюансы работы с изображением. При рисовании ею нельзя пользоваться графитным карандашом, так как он даёт блеск. Потом будет сложно наносить сверху пастель. Этот материал предполагает использование фактурной основы, на которой прочно держится пигмент.
Цвет бумаги выбирают индивидуально, исходя из цели написания картины. Если сравнивать с акварелью, то пастель крошится при рисовании. Но у неё насыщенные цвета и нет необходимости использовать воду. Есть стили, где мазки можно оставить в первозданном виде, тогда создаётся эффект мозаики.
Дополнительные принадлежности
Если приобретать исключительно одну масляную пастель без каких-либо дополнительных принадлежностей, то толку с нее будет не больше, нежели с обыкновенных детских мелков. Чтобы лучшие качества вещества проявлялись с максимальной отдачей, стоит приобрести хотя бы специальную для рисования пастелью – она обладает рифленой текстурой, благодаря чему пигмент лучше цепляется за ее поверхность. Кроме того, такая бумага толще, что позволяет размывать нанесенные штрихи для дополнительного художественного эффекта.
Опять же, детская масляная пастель на водной основе или с добавлением акварели размывается даже простой водой, но для размывания более серьезных профессиональных разновидностей этого материала понадобится растворитель. Данное вещество нужно приобретать не наобум, а с прицелом на конкретный используемый вид масляной пастели.
Пастель, будучи аналогом мелка, сама по себе никаких дополнительных приспособлений для рисования не требует, однако применяемый для ее разведения растворитель требует специального инструмента для нанесения. Некоторые художники наносят его на заштрихованный рисунок при помощи специальной бумажной палочки, другие используют обыкновенные кисточки определенной формы и размера.
Растушевка и смешивание цветов
Растушевку можно делать при помощи специальных палочек. Но более мягкая и ровная получается с применением собственных пальцев. Отлично растушевать сухую пастель можно при помощи аппликатора для теней.
При рисовании пастелью, так же, как и красками, цвета можно смешивать, накладывая один цвет на другой. Сухую пастель опытные мастера иногда разводят водой и рисуют ею как акварелью. Для этого надо растолочь мелки и разбавить водой. Полученной густой пастой можно делать отдельные мазки или полностью выполнять рисунок.
Наносить контуры рисунка лучше всего пастелью. На набросок, сделанный карандашом, пастель не очень хорошо ложится.
Для придания объемности картины на завершающем этапе следует проработать рисунок. Этого можно достичь, правильно распределив свет и тени. В каждом наборе пастельных мелков есть белый и черный карандаш. Именно они помогут придать картине необходимый объем.
Рисунки, выполненные на бумаге, имеющей рыхлую структуру, бархатной или наждачной, сохраняются дольше.
Материалы
«Не мое», – решила я про себя и забыла о существовании масляной пастели еще лет на 10… Спустя это время моя подруга подарила мне на день рождения набор мелков Сонет из 36 цветов. Я сказала : «Спасибо, надо будет попробовать!» Так мелки пролежали в ящике до февраля этого года.
Пастель
У меня два набора пастели. Первый – это вышеупомянутый Сонет, который я использую все реже и реже, а второй это Mungyo Gallery, набор мягкой пастели из 48 цветов от которого я в восторге.
Цена удовольствия – примерно 2 тысячи рублей, я считаю ее вполне оправданной, учитывая качество мелков.
Так, лидер рынка (насколько я поняла по отзывам) SENNELIER будет стоить в районе 5 тысяч за те же 48 цветов… Учитывая свой минимальный опыт работы с материалом я решила, что новичку нет смысла так траться, нужно набраться опыта, и потом, может быть, когда-нибудь я позволю себе такую роскошь, но не сейчас.
Mungyo Gallery оправдала все мои надежды, после первого опыта рисования я была в восторге от мягкости и легкости нанесения мелков, от того, как она смешивается. Количество цветов даже немного смутило меня, глаза разбегались, и я не понимала, чего хочу. Сейчас иногда тоже такое бывает, но с каждым разом мне все легче и легче)
Бумага
Ну, тут все зависит от вас, вашего кошелька и фантазии. Я использую самую простую акварельную (200гр, Гознак), крафт-бумагу для эскизов (она конечно тонковата, но для маленьких зарисовок мне вполне подходит), а еще я купила набор бумаги для пастели от Palazzo (160 гр, тиснение «Холст», с содержанием хлопка 40%). Тут я рекомендую вам самим поэкспериментировать и понять, что больше нравится именно вам, ведь одного и того же пути для всех не существует.
Дополнительные материалы
Сюда я отнесу наличие салфеток для протирки мелков (я отдала предпочтение простой ветоши, от нее не остается никаких ворсистых следов), разбавитель (у меня стандартный от Невской палитры, №4), кисти (синтетика, отмываются теплой водой и хозяйственным мылом), мастихины, палочки для растушевки, белила для бликов.
Основные приемы для работы с масляной пастелью
На самом деле, все интуитивно просто. Если вы хоть раз рисовали масляной пастелью, то большинство этих «приемов» вы сами использовали, не зная о том, что у них есть какие выдуманные классификации.
Я задумалась об этом, перевернув коробку и посмотрев, что написано сзади, а там была пара приемов с названиями, которые начинают мой список. Так же в подборку вошли несколько приемов, которые так или иначе я наработала сама.
Точки и линии
Этот прием не для слабонервных, работая в таком духе нужно иметь терпение. Я очень люблю рисовать точками, мне нравится сияние, которое можно таким образом создать. Так же точки можно использовать для того, чтобы обогатить цветовое решение работы.
Не забываем местами помогать себе, используя полочку для растушевки. Эти два приема очень энергозатратные, руки и глаза устают от такой работы, но результат порой того стоит!
Разбавитель
Впервые прочитав вопрос, я подумала, что, скорее всего речь идет не о масляной, а о сухой пастели.
Но вопросы продолжали поступать и я решила покопать на эту тему. В интернете писали про льняное масло и скипидар. Скипидара у меня не оказалось, поэтому взяла пинен, он же Разбавитель 4.
Мне больше приглянулся Разбавитель 4, т.к. он сохнет намного быстрее + у него более удобная консистенция, схожа с водой. Когда используешь масло, оно слишком густое и сохнет в разы дольше, к тому же, со временем от масла остаются желтоватые разводы.
Закрашиваете пастелью определенный участок, кисть опускаете в разбавитель, и начинаете водить по участку. Все. Эффект интересный, техника отлично подойдёт для задних планов, фона, драпировок и т.п.
Мелкие детали
Надеюсь, что статья не стала для вас потерей времени, а открыла вам что-то новое, может даже послужила небольшим толчком к творчеству! Я буду продолжать свои эксперименты, и как только узнаю что-то новое, то непременно продолжу свой список) Если возникнут вопросы, то пишите их в х, буду рада ответить. Всем творческих успехов!
Использование обоев пастельных тонов
Пастельные тона – это изысканный фон для отделки любой комнаты. Ими часто оформляют потолок или стены, которые можно выкрасить или оклеить обоями подходящего цвета.
Классический стиль в интерьереИсточник www.livemaster.ru
Если все четыре стены одного тона, появляется широкий выбор вариантов декора. Особенно это касается мебели и аксессуаров.
Обои с рисунками важны для того, чтобы подчеркнуть стилистику помещения. Полосы и геометрические фигуры органично вписываются в современный интерьер.
Обои в классическом стиле в интерьереИсточник zggx.cn/
Классический стиль предусматривает наличие на поверхности обоев витиеватых узоров.
Светлые обои в гостинуюИсточник th.aviarydecor.com
Для стилей «рустик», «прованс» нужны обои с рисунками, имитирующими штукатурку, кирпичную стену.
Обои под кирпич в интерьереИсточник yandex.ru
Стилистика «шебби-шик» предполагает использование цветочных орнаментов. Цветы органично подойдут для спален, комнат для девочек.
Стиль прованс и шебби шикИсточник evg-crystal.ru
Очень красиво смотрятся фотообои в пастельных тонах. Ими оклеивают одну из стен, иногда — две. Они станут изысканным утонченным акцентом для комнаты, оформленной белым или каким-нибудь пастельным оттенком.
Фотообои в интерьереИсточник www.doverie-omsk.ru
Фактурные обои характеризуются рельефной структурой, они бывают однотонными или узорчатыми. Часто они имитируют штукатурку.
Венецианская штукатурка в интерьереИсточник sanmarco-vernici.ru
Модным трендом считается комбинация двух видов обоев одной пастельной гаммы: одна стена отделывается однотонными обоями, остальные – обоями с разнообразными узорами. Такие сочетания прекрасно украшают любую спальню или гостиную. Они хороши уже тем, что дают возможность без усилий подобрать оттенки нужного цвета: их обычно продают вместе.
Уютный интерьерИсточник www.etsy.com
Сухие пастели
Сухие пастели изготавливаются из тех же ингредиентов, что и мягкие пастели, за исключением того, что они содержат больше связующего вещества и меньше пигмента. Это означает, что их цвета не такие интенсивные, но они не рассыпаются и не ломаются.
сухая пастель имеет форму цилиндрических или квадратных палочек, которые можно заточить ножом для создания тонких линий. В качестве альтернативы, торцы палочек можно использовать для нанесения широких полос.
Вы можете использовать сухие пастели для всего рисунка, но среди художников принято использовать жесткие пастели в сочетании с мягкими пастелями. Их можно смешивать как мягкие пастели, они хорошо подходят для предварительных эскизов, мелких деталей и штрихов.
Сухие пастели также делять по качеству для художников и учеников. Если на ней ничего не указано, вероятно, это ученическая пастель. В палитре сухой пастели меньше цветов, чем у мягких пастелей, но этого более чем достаточно. Выбор между мягкими и сухими пастелями зависит от тех методов, которые вы хотели бы использовать в работе. Для начинающих я бы рекомендовал сначала приобрести мягкие пастели. Купите несколько цветов, чтобы опробовать их в эскизах и мелких деталей.
Рекомендуем эти наборы сухой пастели
Цветные палочки Prismacolor NuPastel |
Полуосиная квадратная пастель Ричесон |
Пастель Полихромоса Фабер-Кастелл |
Cretacolor Pastel Carré Hard Pastels |
Ван Гог Сухие пастели |
Виды пастели
Для начинающих художников полезным будет узнать, что пастель можно разделить на 3 группы: восковую, масляную и сухую. Именно последний вид пастели художники чаще всего используют в своих работах, ведь она дает безграничные возможности при создании маленьких и больших картин в абсолютно любых условиях.
Сухая пастель представляет собой спрессованный пудрообразный пигмент, предварительно смешанный со связующим веществом. В зависимости от количества этого вещества различают мягкую и твердую пастель. Во время работы над картиной каждый художник выбирает для себя наиболее предпочтительный вид материала. Так, например сухая твердая пастель менее ломкая в процессе работы, но мягкая лучше растушевывается.
Бережное обращение с работами из пастели
Вам будет интересно:Как нарисовать ребенку волка карандашом
Нежная и хрупкая пастель нуждается в бережном обращении. Оберегать нужно не только работы, но и сами мелки. Быстрые наброски и этюды лучше делать сухими мелками. Также они дают возможность довести работу до фотографического вида. Часто пастель используется для рисования с натуры. Ее применяют любители экспрессии, сторонники кропотливого вырисовывания деталей.
Пастелью удобно рисовать на природе. Многие берут ее на прогулку в парк или в путешествие. Она годится для передачи игры света, передачи фактуры облаков и ритма волн. Этот материал позволяет делать все просто и быстро.
Единственным недостатком пастельных карандашей является соблюдение определенных условий их хранения:
Обязательно пользуйтесь фиксатором в конце работы, чтобы рисунок не осыпался.
Картины с пастелью помещайте под пластик или стекло, берегите от попадания прямых солнечных лучей.
Заведите папку для хранения картин. Каждый рисунок в ней перекладывайте листами кальки. Можете приобрести специальный альбом для пастели.
Работать с пастелью художнику нужно очень аккуратно, иначе исчезнут все ее достоинства. Эти мелки требуют точности, особого чутья цвета. Лучшая пастельная работа — это много красочных слоев, чистых, но слегка просвечивающих. Она притягивает своей бархатистостью и глубиной.
Как наносить пастель для волос в домашних условиях?
Пастели выпускаются как в виде мелков, так и в коробочках, как румяна или тени для век. Наносить их достаточно легко. При этом желательно подготовить «фронт работ».
Как покрасить волосы пастелью самостоятельно? Она наносится на предварительно вымытые и просушенные до состояния лёгкой влажности волосы. При работе с сухой пастелью нужно не забыть надеть домашнюю майку или футболку, которую не жаль испортить, а на пол постелить что-то, чтобы после завершения работы с волосами не пришлось заниматься уборкой помещения. Сухая пастель для волос как мел — имеет свойство осыпаться и пачкать руки. Поэтому лучше воспользоваться перчатками. Манипуляции с волосами сводятся к отделению нужных прядей, перекручиванию их в жгут и натиранию их мелком-пастелью. При нанесении нужно накладывать цвет в одном направлении. Тогда меньше травмируются волосы. Пастельный мелок перед употреблением нужно слегка увлажнить. После нанесения на волосы нельзя обрабатывать их феном. Фен не лучший помощник в подобной ситуации. Сухая пастель легко сдуется, и придётся начинать всё заново. Лучше воспользоваться утюжком или щипцами и закрепить результат небольшим количеством лака
Другой вариант — сухую пастель измельчают, разводят до состояния пасты, наносят на нужные пряди, оставляют до высыхания, после чего расчёской снимают излишек.
На какой бумаге лучше рисовать пастелью
У вас возникнет вопрос: можно ли на обычной бумаге использовать технику рисования мелками? Однозначно нет. Основа должна быть плотная и шероховатая. Тогда ваше время не будет потрачено впустую. «На какой тогда можно?» — спросите вы.
Бумага бывает разных видов:
- пастельная. Продается в художественных магазинах и имеет разнообразные оттенки. Творить на цветной или на белой — выбирать вам. Бумага может продаваться в склеенных блоках или поштучно;
- бархатная. Пользоваться ею тяжело, но иллюстрации получаются очень эффектные и нежные;
- велюровая. Немного отличается от предыдущего варианта. Стоит дорого, но картина получается, словно сделанная краской;
- акварельная. Можно ли на акварельной бумаге рисовать мелками? Можно. Особенно начинающим художникам. Это недорогой и практичный материал для тренировок;
- крафт. Интересные листы, отлично дополняющие изображение;
- бумага ручной работы. Дорогой материал, который нужно заказывать у частного мастера. Но если она вам попадется — это лучшая основа, которая сделает вашу работу неповторимой;
- наждачная. Рисунки получаются, словно на асфальте. Продается в строительных магазинах.
Если вы только начинаете осваивать любое творчество — покупайте минимум необходимых материалов. Когда вы достигнете определенного мастерства, стоит позаботиться о более дорогих и профессиональных принадлежностях.
На чем лучше рисовать пастелью
Профессиональные художники используют в своем творчестве как профессиональную бумагу, так и холсты. Но такие материалы стоят дорого.
На чем можно рисовать тем, кто только осваивает это искусство? Можно ли на холсте? Конечно, можно, если располагаете финансами. Но стоит ли, если вам не понравиться этот вид творчества? Стоит ли учиться рисовать картины пастелью?
Цветные или черно-белые рисунки помогут вам выразить свой внутренний мир. Сегодня у вас сиреневое или розовое настроение? Может быть, солнечное желтое? Скорее за инструменты! Пора творить!
Масляная пастель
Масляная пастель — графический материал, выпускаемый в виде цветных брусков круглой или квадратной формы или карандашей, с так называемым, пастельным стержнем. Иное название пастельных брусков – пастельные мелки.
В магазинах встречается три вида пастели – масляная пастель, сухая пастель и восковая пастель. В данной статье речь пойдет именно о масляном виде.
Прежде чем купить масляную пастель впервые, необходимо понять, чем она отличается от других видов и почему подойдет именно вам.
Такая пастель производится путем прессования пигмента и масла, как правило, льняного или другого минерального масла. Чаще всего масляная пастель предназначена для начинающих, но любят ее и опытные художники.
Преимущества масляной пастели:
- Рисование масляной пастелью будет приятно для тех, кто любит яркие и насыщенные цвета, так как сухая пастель более матовая.
- В отличие от сухой пастели, масляная дает возможность хранить готовые работы без использования фиксатива (закрепителя краски)
- Яркость красок и свежесть тона
- Возможность растушевки создает широкий диапазон возможностей: от создания рисунка до написания картины
Цена на масляную пастель варьируется – есть качественные, но недорогие варианты поштучно и в наборах. Такие варианты есть, например, у Сонета, Koh-i-noor и Mungyo.
Знаменитые пастели Sennelier стоят дороже и позиционируются как профессиональные. Масляная пастель в наборе – хороший старт для тех, кто хочет попробовать рисование пастелью и сразу иметь готовый набор базовых цветов. Пастель продается в наборах по 12, 24, 36 цветов. Существуют и более расширенные палитры на 74 и 120 цветов.
На чем рисовать масляной пастелью
Пастелью можно рисовать по фактурной бумаге, наждачной, бархатистой или акварельной бумаге, а также по пастельной доске, изготавливаемой из пробки.
Поверхность пастельной бумаги должна быть фактурной, поскольку пастель не впитывается в ее поверхность и соответственно закрепляться должна в «ячейках» на поверхности бумаги. Это требование относится к пастели в целом, а не только к масляному виду. Еще одно требование к пастельной бумаге – это ее плотность.
Желательно, чтобы она начиналась от 160 г/ кв м. Но есть пастельная бумага плотностью 100 и 130 г/кв м.
Для пастели нужна достаточно плотная и прочная бумага, которая будет устойчива к механическому воздействию, поскольку техника рисования пастелью подразумевает постоянное трение листа, как на этапе рисунка, так и растушевки и корректировки изображения.
Поверхность, на которой создается рисунок или картина, ее цвет, также имеют влияние на то, каким будет рисунок. Например, бархатная бумага дает естественное «размытие», мягкость изображения.
Цвет поверхности влияет на выигрышность цвета, передачи оттенков и общего эффекта от рисунка. Поэтому многие художники тонируют пастельную бумагу кофе или чаем, чтобы получить коричневые и серые оттенки, на которых яркие цвета будут смотреться более эффектно. Или же сразу покупают цветную бумагу для пастели.
Пастель – это компромисс между графикой и живописью. В зависимости от того, что вы хотите увидеть на готовой работе она становится и краской или графическим инструментом. Пастелью рисовали Дега, Левитан, Делакруа, Серов, Кустодиев. Попробуйте и вы! Откройте для себя яркий, приятный в работе материал!
Мастер-класс по рисованию цветов пастелью
Тем, кто хочет научиться работать с сухой пастелью и творить шедевры своими руками, предлагаем воспользоваться несложным мастер-классом с подробным описанием каждого этапа работы. В работе вам понадобится следующее:
- набор сухой пастели;
- пастельные карандаши для нанесения контуров рисунка;
- специальная мягкая бумага;
- малярная лента;
- планшет либо кусок плотного картона для крепления листа.
Описание процесса работы
- Выберите фото, глядя на которое, вы будете рисовать цветы. В данном случае это будет букет нежно-розовых пионов.
- На основном листе схематично отметьте рабочую поверхность, в которой будет размещаться рисунок.
- Учитывая законы перспективы, схематично прорисуйте элементы рисунка. Сначала нарисуйте контуры салфетки и бутона, затем наметьте кувшин и основные цветы. Прорисовывать отдельные детали не надо – они будут выделяться сразу цветом.
- Для создания фона на свободные участки нанесите несколько оттенков пастели (белый, голубой, светло-серый). Подушечками пальцев растушуйте фон рисунка.
- С помощью более темного оттенка наметьте на горизонтальной поверхности тень.
- Мелком белого цвета наметьте самые светлые участки. Затем растушуйте.
- Нанесите основной розовый цвет на середину будущих бутонов цветов и салфетку. Растушуйте цвет на бутонах круговыми движениями, создавая воздушность и объем, а на салфетке – в горизонтальном направлении.
- На отмеченные контуры листочков нанесите зеленый цвет, а на ручку кувшина – коричневый.
- На бутоны цветов в теневые области нанесите темно-розовый цвет и растушуйте.
- Ярким розовым цветом сделайте штрихи возле теневых участков на бутонах и отдельных лепестках.
- Аккуратно растушуйте каждый участок, стараясь не перемешивать цвета в единое пятно, оставляйте цветовые участки с размытыми краями с плавным переходом цвета.
- Мелком темно-розового цвета штрихами добавьте затемненные участки. Растушевывать этот слой не требуется. Аналогично сделайте и зеленым мелком, добавив теневые части на листву.
- Белым мелком (можно взять светло-розовую пастель) прорисуйте самые светлые участки лепестков цветов и нанесите блики на кувшин и его ручку. Растушуйте белые штрихи с внутренней стороны, уходящей вглубь цветка.
- Чтобы работа дольше сохранила свой первоначальный вид и не осыпалась, распылите над рисунком лак для волос. Также для более длительной сохранности натюрморт можно поместить под стекло.
Хранение пастели
Пастель очень привередлива к условиям хранения. Этот материал не любит, чтобы на него попадали прямые солнечные лучи. Также она портится при воздействии высокой температуры.
Хранить материал лучше всего при температуре +18…+20 °С градусов при влажности от пятидесяти до пятидесяти пяти процентов. Чтобы лишняя влага не попадала на материал, в коробку с пастелью профессионалы рекомендуют насыпать немного риса.
Чтобы рисунок из пастели дольше сохранился, его закрепляют специальным лаком – спреем или фиксажем. Некоторые используют для этого простой лак для волос. Но такие средства способствуют потере бархатистости и мягкости рисунка и немного его искажают. Поэтому хранить пастельные работы лучше всего в рамке под стеклом. При этом рисунок не должен соприкасаться со стеклом. Поэтому рамку следует выбирать потолще, чтобы между стеклом и работой оставалось немного места.
Особенности этого направления
Эффекты в пастельной живописи отличаются мягкостью переходов, чистотой цвета, приятной бархатистой поверхностью, но художники должны обладать высоким уровнем мастерства, потому что при небрежном исполнении эта техника потеряет прелесть и утонченность. Пастель — это что-то среднее между рисунком и живописью, поэтому ею можно рисовать линии, делать штрихи и растушевку.
Это направление в живописи требует точного нанесения штрихов и линий. У мастера должно быть тонкое художественное чутье, чтобы подобрать идеальное сочетание цветов, потому что поменять их будет очень сложно. Знаменитые эффекты в пастельной живописи — это мерцающее сияние тона, удивительная возможность смешения и наложения цветов.
При создании шедевра должно быть идеальное освещение, потому что от интенсивности и направленности света зависит игра красок на картине. Именно этим и интересна пастельная живопись. Такие картины вызывают восхищение и желание рассматривать их при разной степени освещенности.