Что и как рисовать восковыми мелками?

Почему именно мел?

Рисовать можно различными средствами, однако дети нередко выбирают мелки. Во многом непонимание преимуществ мела вызвано тем, что старшее поколение до сих пор расценивает его как средство для рисования на асфальте. Однако сегодня сфера применения мелков уже значительно шире. Детям они нравятся по нескольким причинам.

Нетребовательность к поверхности. Хорошие цветные мелки в наше время позволяют рисовать не только на асфальте. Некоторые разновидности хорошо подходят для рисования на бумаге. Нередко родители покупают их и для мольберта (поверхности, покрытой специальной эмалью, которая позволяет рисовать прямо на доске). Данным материалом можно рисовать даже на стене.

  • Яркость оттенков. Обыкновенные детские мелки советских времен были довольно блеклыми и неинтересными, однако сегодня рисунки некоторыми разновидностями мелков выглядят как полноценные масляные картины. Угольные, пастельные, – все эти виды дают различный результат, благодаря чему могут заменить весь ассортимент других средств для рисования.
  • Удобство. Для самых маленьких детей в качестве первого творческого подарка сами родители часто выбирают именно мелки. Дело в том, что карандаш или кисть еще нужно научиться держать в руках, тогда как мел оставляет след любой стороной. Это позволяет рисовать даже малышам в годовалом возрасте, которые пока не способны создавать шедевры, но зато уже могут начинать познавать цвета и тренировать мелкую моторику рук.
  • Возможность развития техники. Ведущие мировые производители давно взяли на заметку широкую популярность мелков, поэтому стали выпускать их в самых разных формах. Набор может включать большие или маленькие элементы, иметь вид палочек, треугольников или даже бесформенных «камней», которые можно заточить по собственному усмотрению. Для самых сложных техник выпускают карандаши на пастельной или восковой основе, наполнителем которых является мелок.
  • Относительная легкость очищения. Если «отбросить» продукты на жировой основе, можно подобрать классические мелки, прекрасно смывающиеся водой. Данный аргумент вряд ли берется в расчет самими юными художниками, однако для родителей смысл в покупке легко отстирываемого художественного средства есть. Кроме того, такой состав подходит и для применения в ванной (например, набор Bath art), позволяя окрашивать даже воду, что обязательно будет оценено малышами.

Как рисовать пастелью: мастер-класс для начинающих

От теории перейдем к практике и узнаем, как рисовать пастелью натюрморт с натуры. Вы, конечно, можете попробовать нарисовать его просто по фотографии. Нам понадобится:

  • пастельная бумага;
  • сухая пастель;
  • пастельные карандаши;
  • лист фанеры;
  • мягкая тряпочка.

При наличии мольберта задача облегчается, но его подобие можно соорудить из стула и фанерного листа, оперев его на спинку и подстелив бумагу, чтобы пастель осыпалась туда, а не сразу на сиденье. Композицию из цветов (или фото) расположите рядом так, чтобы она находилась у вас перед глазами и ее было удобно рисовать. Подготовьте руки – вымойте, чтобы на них не было жира, и вытрите досуха.

Ход работы

  1. Пастельным карандашом рисуем на бумаге набросок букета. Ничего страшного, если получится не идеально или кривовато Главное – соблюдать пропорции предметов, например, чтобы цветки не получились больше вазы. Если где-то наплошали, не спешите использовать ластик – контур можно будет потом закрасить прямо сверху, а если сотрете, то получите уже более потрепанную бумагу.
  2. Разбираем изображение по локальным цветам. У нас преобладают желтый, синий, зеленый и голубой. Определяемся, где находятся основные цветовые пятна: желтый цветок, зеленое яблоко, голубая ваза. Закрашиваем их и растушевываем пальчиком. А чтобы очистить руки от пастели одного цвета и перейти к растушевке другой, используем бархатную тряпочку.
  3. Чтобы понять, как изобразить на холсте цветовые пятна, расфокусируем зрение и посмотрим на фото или натюрморт. Можно даже специально размыть его в фоторедакторе, как на картинке ниже:
  4. Не забываем, что цвета можно делать более насыщенными и смешивать, чтоб получить новый оттенок – вот так:
  5. Совет: для объектов белого цвета не стоит использовать белую пастель, поскольку она пригодится позже для придания бликов. Разукрашивая же предметы, белый может заменить, к примеру, светло-голубоватый мелок.
  6. Когда закончили с цветовыми пятнами, начинаем создавать объем, свет, тени. Иногда отходим от полотна, чтобы оценить результат не только вблизи. В зависимости от цвета выбранной бумаги фон можно не прорабатывать, но мы добавим немного голубого цвета.
  7. От общего переходим к частному и прорабатываем детали, мелкие предметы – уточняем форму лепестков, очерчиваем края вазы и т. д. Добавляем блики белым мелком.

Вот мы и научились рисовать пастелью натюрморт! Рисунок выглядит завершенным даже на этом этапе. Если вам хочется пойти дальше, то поработайте еще над фоном, деталями и добавлением оттенков.

Узнать, как с помощью сухой пастели передавать блики, свет, тени, полутени и рефлекс поможет следующий видео мастер-класс по рисованию фруктов:

Подготовительный этап

Лист бумаги хорошо бы закрепить на планшете, столе или какой-либо другой поверхности с помощью скотча. Это не обязательно, но так бумага будет меньше топырщиться (особенно актуально для простых печатных листов).

Рисование мелками и акварелью – техника, которую вначале лучше опробовать на бумаге, чтобы к ней приспособиться.

Подготовьте черновик. Нанесите восковыми мелками простые и волнистые линии, узоры разных цветов (на фотографии на первом плане белый мелок). Посмотрите, насколько плотно ложится воск на поверхность листа и с какой силой вам нужно нажимать на карандаш (если она бугристая, то возможно, придется пройтись несколько раз для получения сплошной линии). Затем поверх линий порисуйте акварелью.

С цветными мелками лучше использовать контрастные им цвета краски, не подбирать однотонные, чтобы мелок ярче выделялся. Например, если вы выбрали желтый цвет, то лучше использовать синюю акварель, черную и т.д.

Дождитесь высыхания краски и посмотрите, что получилось. Как видите, белый мелок создает ощущение маскирующей жидкости (что можно использовать как лайфхак), цветные мелки немного, но растерлись и смешались с краской. Посмотрите, что получилось у вас.

Основной этап работы

После небольшого эксперимента, мы имеем примерное представление о том, что получится на практике. Теперь приступим к основному этапу.

  1. Прежде всего, простым карандашом нужно нарисовать контур рисунка. Лучше не пропускать этот этап, поскольку стереть восковую линию тяжело. Затем в нужных местах обводим карандашные линии воском.
  2. Далее акварельными цветами закрасьте нужные вам участки.
  3. После этого можно продолжить работать со слоями, наносить другие цвета, создавать объем с помощью теней. На примере видно, что желтый мелок «затерялся» на фоне краски, однако у вас может быть по-другому. По высыхании работы можно снова обвести некоторые детали восковым мелком.

Как видите, техника действительно проста в исполнении и при этом даёт выразительный эффект.

Цвета

Современное цветовое разнообразие восковых мелков поражает воображение – некоторые производители в своей палитре предлагают более ста оттенков. Конечно, набор с таким количеством тонов найти вряд ли получится, да и не нужно ребенку столько – такую продукцию правильнее было бы назвать «полноценной профессиональной пастелью».

Детям чаще всего покупают цветные мелки в наборе, включающем в себя, в первую очередь, все самые основные оттенки. Следует заметить, что цвета у этого инструмента не смешиваются: оттенок, нанесенный сверху, просто перекроет нижний. Это означает, что количество цветовых вариантов в наборе представляет собой максимальное количество цветов в палитре юного художника.

Материалы

«Не мое», – решила я про себя и забыла о существовании масляной пастели еще лет на 10… Спустя это время моя подруга подарила мне на день рождения набор мелков Сонет из 36 цветов. Я сказала : «Спасибо, надо будет попробовать!» Так мелки пролежали в ящике до февраля этого года.

Пастель

У меня два набора пастели. Первый – это вышеупомянутый Сонет, который я использую все реже и реже, а второй это Mungyo Gallery, набор мягкой пастели из 48 цветов от которого я в восторге.

Цена удовольствия – примерно 2 тысячи рублей, я считаю ее вполне оправданной, учитывая качество мелков.

Так, лидер рынка (насколько я поняла по отзывам) SENNELIER будет стоить в районе 5 тысяч за те же 48 цветов… Учитывая свой минимальный опыт работы с материалом я решила, что новичку нет смысла так траться, нужно набраться опыта,  и потом, может быть, когда-нибудь я позволю себе такую роскошь, но не сейчас.

Mungyo Gallery оправдала все мои надежды, после первого опыта рисования я была в восторге от мягкости и легкости нанесения мелков, от того, как она смешивается.  Количество цветов даже немного смутило меня, глаза разбегались, и я не понимала, чего хочу. Сейчас иногда тоже такое бывает, но с каждым разом мне все легче и легче)

Бумага

Ну, тут все зависит от вас, вашего кошелька и фантазии. Я использую самую простую акварельную (200гр, Гознак),  крафт-бумагу для эскизов (она конечно тонковата, но для маленьких зарисовок мне вполне подходит), а еще я купила набор бумаги для пастели от Palazzo (160 гр, тиснение «Холст», с содержанием  хлопка 40%). Тут я рекомендую вам самим поэкспериментировать и понять, что больше нравится именно вам, ведь одного и того же пути для всех не существует.

Дополнительные материалы

Сюда я отнесу наличие салфеток для протирки мелков (я отдала предпочтение простой ветоши, от нее не остается никаких ворсистых следов), разбавитель (у меня стандартный от Невской палитры, №4), кисти (синтетика, отмываются теплой водой и хозяйственным мылом), мастихины, палочки для растушевки, белила для бликов.

Основные приемы для работы с масляной пастелью

На самом деле, все интуитивно просто. Если вы хоть раз рисовали масляной пастелью, то большинство этих «приемов» вы сами использовали, не зная о том, что у них есть какие выдуманные классификации.

Я задумалась об этом, перевернув коробку и посмотрев, что написано сзади, а там была пара приемов с названиями, которые начинают мой список. Так же в подборку вошли несколько приемов, которые так или иначе  я наработала сама.

Точки и линии

Этот прием не для слабонервных, работая в таком духе нужно иметь терпение. Я очень люблю рисовать точками, мне нравится сияние, которое можно таким образом создать. Так же точки можно использовать для того, чтобы обогатить цветовое решение работы.

Не забываем местами помогать себе, используя полочку для растушевки. Эти два приема очень энергозатратные, руки и глаза устают от такой работы, но результат порой того стоит!

Разбавитель

Впервые прочитав вопрос, я подумала, что, скорее всего речь идет не о масляной, а о сухой пастели.

Но вопросы продолжали поступать и я решила покопать на эту тему. В интернете писали про льняное масло и скипидар. Скипидара у меня не оказалось, поэтому взяла пинен, он же Разбавитель 4.

Мне больше приглянулся Разбавитель 4, т.к. он сохнет намного быстрее + у него более удобная консистенция, схожа с водой. Когда используешь масло, оно слишком густое и сохнет в разы дольше, к тому же, со временем от масла остаются желтоватые разводы.

Закрашиваете пастелью определенный участок, кисть опускаете в разбавитель, и начинаете водить по участку. Все. Эффект интересный, техника отлично подойдёт для задних планов, фона, драпировок и т.п.

Мелкие детали

Надеюсь, что статья не стала для вас потерей времени, а открыла вам  что-то новое, может даже послужила небольшим толчком к творчеству! Я буду продолжать свои эксперименты, и как только узнаю что-то новое, то непременно продолжу свой список)  Если возникнут вопросы, то пишите их в х, буду рада ответить. Всем творческих успехов!

Фломастеры и маркеры

Фломастеры ярче восковых мелков и цветных карандашей, а потому дети их просто обожают. Самый главный их недостаток — они могут высохнуть, если не надеть плотно колпачок. Чтобы избежать этого и чтобы малышам было легче закрывать колпачки, мы используем очень простой держатель для фломастеров. К тому же это удобная подставка, в которой все фломастеры на виду.

Держатель для фломастеров своими руками

Материалы:

  • Пластиковая миска
  • Вазелин
  • Кусок симпатичной ткани размером чуть больше, чем внутренняя поверхность миски
  • Гипс
  • Пакет из-под молока, ведерко или старая миска (для смешивания гипса)
  • Старая ложка или деревянная палочка (для смешивания гипса)
  • Пищевой краситель (необязательно)
  • Набор фломастеров
  • Клей

Купите такие фломастеры, которые легко найти в каждом магазине. Ведь держатель прослужит вам несколько лет, а фломастеры периодически надо будет менять.

  1. Подготовьте все материалы, потому что после того, как будет готов гипс, вам придется работать быстро.
  2. Намажьте пластиковую миску изнутри вазелином.
  3. Смочите ткань, отожмите ее, чтобы она стала практически сухой. Положите в миску лицевой стороной вниз и расправьте, насколько возможно. Ткань должна выступать за края миски на несколько сантиметров.
  1. Смешайте гипс в пакете из-под молока или в старой миске, следуя инструкциям на упаковке. По желанию можете добавить пищевой краситель, чтобы подкрасить смесь.
  2. Наполните миску, выложенную изнутри тканью, гипсом.
  3. Снимите колпачки с фломастеров и погрузите каждый в гипс примерно наполовину (так, чтобы в них потом можно было вставить фломастеры). Расставив таким образом колпачки, постарайтесь их не двигать, нужно, чтобы гипс их плотно держал.
  4. По желанию можете добавить в гипс бисер. Вдавливайте его, пока гипс не высох.
  1. Дайте гипсу подсохнуть, затем вставьте фломастеры в колпачки. (Сначала неплотно, просто чтобы фломастеры не высохли. Плотно надеть колпачки вы сможете на следующий день.) Оставьте гипс на ночь затвердевать. Остатки гипса выбрасывайте в мусорное ведро, а не в раковину. Иначе он забьет вам трубы.
  2. Переверните миску и аккуратно вытащите держатель для фломастеров.
  3. Покройте его одним или двумя слоями клея, чтобы защитить поверхность, при этом не забудьте про ткань. Держатель готов!

Разновидности

Следует заметить, что под современными мелками подразумевается вовсе не тот мел, которым до сих пор пользуются в общеобразовательных школах для письма на классной доске. Как правило, это смесь из нескольких ингредиентов, каждый из которых нацелен на придание веществу тех или иных необходимых свойств.

Сегодня мелки бывают нескольких видов, но чаще всего выделяют три основных.

Классический мел. Вопреки тому, что свое название он получил благодаря одноименному природному веществу, на самом деле процент мела в таких предметах обычно невелик. В любом случае используется тертый мел с добавлением наполнителей (гипс, глина, алебастр), связующих веществ (столярный клей, гуммиарабик, декстрин, овсяный клейстер и даже пивные дрожжи) и красителей. Для размягчения вещества возможно также незначительное добавление мыла. Такое решение считается примитивным и применяется для рисования исключительно на твердых поверхностях вроде доски или асфальта.

Для большей аккуратности работы производители нередко выпускают детскую пастель в специальных пластиковых корпусах, позволяющих защитить довольно мягкое изделие от поломки. В отличие от двух предыдущих видов мелков, бывает даже профессиональной и очень дорогой.

Рисование с детьми

Техника рисования восковыми мелками (свечой) и акварелью хорошо подходит для создания иллюстраций и поделок вместе с детьми. Предлагаем несколько идей для рисунка восковыми мелками и акварелью:

  • Подводная сцена с рыбкой. Можно использовать мелки ярких цветов и голубую акварель для воды.
  • Небо с облаками и птицами. Возьмите белый мелок для облаков, коричневые, черные или другие цвета для птиц (можно также нарисовать ветви деревьев) и голубую краску для неба.
  • Фейерверки. Используйте разные яркие восковые мелки для салюта и черную акварель для ночного неба.
  • Секретная записка. Напишите на листе белым мелком секретное послание, а затем попросите вашего ребенка или друга закрасить его темной краской.
  • Поделка «Витраж». Подойдёт даже для маленьких детей. Для этого достаточно нарисовать абстрактные узоры разными восковыми мелками и сверху покрыть акварелью. Затем рисунок можно вставить в рамку или, как в данном случае, наклеить на дверное стекло, и получится самостоятельное украшение, например, для дня рождения.

Свойства и особенности пастели

У каждого вида пастельной техники существуют отличия, нюансы работы с изображением. При рисовании ею нельзя пользоваться графитным карандашом, так как он даёт блеск. Потом будет сложно наносить сверху пастель. Этот материал предполагает использование фактурной основы, на которой прочно держится пигмент.

Цвет бумаги выбирают индивидуально, исходя из цели написания картины. Если сравнивать с акварелью, то пастель крошится при рисовании. Но у неё насыщенные цвета и нет необходимости использовать воду. Есть стили, где мазки можно оставить в первозданном виде, тогда создаётся эффект мозаики.

Лучшие зарубежные пастелисты

Многие имена известных художников связаны с пастельным направлением в искусстве рисования.

Натали Пикуле

Французская художница, передающая на своих реалистичных картинах красоту девушек.

Герман Арацил

Испанский пастелист, выбравший для своих работ жанр портрет, особенно утонченно передавая красоту и элегантность женщин со спины.

Фелипе Сантаманс

Еще один автор из Испании, но уже предпочитающий писать натюрморты.

Майлз Уильямс Матис

Американский виртуоз пастельной графики, живо передающий красивые женские образы.

Джавад Солиманпур

Иранский художник-самоучка, получивший славу за свои рисунки пастелью

Лиз Хейвуд-Салливан

Мастер из США, создавший множество пейзажей в стиле реализм.

Лана Бэллот

Барбара Кортни Янике

Морис де Латур

Французский портретист. Первое признание он получил на выставке 1737 года, после представил чреду выдающихся произведений искусства и «Мадемуазель Камарго».

Розальба Каррьера

Известная художница из Италии, особенно поражает её портретная стилистика в работе «Весна».

Густав Лундберг

Шведский мастер-портретист XVIII века. Рисовал парадные картины пастелью, на которых он сделал при жизни приличное состояние. Картина «Месье де Верженн» — одно из его творений.

Жан-Этьен Лиотар

Мастер-живописец из Швейцарии, написал знаменитую картину «Шоколадница». Во Франции его работы имели оглушительный успех.

Зария Форман

Фотографическая точность её шедевров поражает, невозможно оторваться от созерцания картин, например, «Натюрморт с яйцами».

Эдгар Дега

Импрессионист, прекрасно владел пастельной техникой. Знаменитые «Голубые танцовщицы» увлекают в вихрь танца, красок.

Жозеф Вивьен

Портрет неизвестногоЖозеф Вивьен

Гордость французской живописи, первый стал применять пастель в рисовании парадного портрета натуральной величины. Один из его шедевров —«Портрет неизвестного».

Все они оставили после себя огромное количество уникальных полотен, которыми гордится не одно поколение людей.

Ход ЗАНЯТИЙ:

Звучит песня «Улыбайся солнышко» сл. В Кузнецова, муз. С. Стемпневского.

Ребята сегодня у нас необычное занятие, мы с вами будем рисовать восковыми мелками. Обычно на занятиях по рисованию и дома вы чаще всего рисуете гуашью и цветными карандашами. А кто из вас пробовал рисовать восковыми мелками?

На самом деле, это очень интересная и красивая техника, только она требует немного больше времени для создания готовой работы. Восковые мелки это прекрасный инструмент для творчества, кроме того, в отличие от карандашей, восковые мелки не нужно затачивать, или, как в случае с краской, дожидаться высыхания готовой работы.

Ребята, а как вы думаете, из чего изготовлены восковые мелки? Мелки изготовлены на основе пчелиного воска, легко наносятся на бумагу любой плотности (в том числе картон). Толщина линии может регулироваться степенью нажатия, рисовать восковыми мелками можно линией, а можно и плашмя.

Все мы знаем, что воск и масло с водой не смешиваются, поэтому, если сначала нарисовать на бумаге контур восковыми мелками, а затем закрасить всю площадь листа акварельными красками, то увидим, что контур не за красился, акварель с него «сползла».

Мне очень нравится передавать красоту русской природы, поэтому захотелось нарисовать с вами морской закат.

Давайте послушаем стихотворение «Летний закат» и посмотрим картинки с закатом солнца.

Длинный день к концу подходит,

Пройден солнцем долгий путь —

В дальний край оно уходит,

Чтоб немного отдохнуть.

Горизонт полоской красной

Будет целый час гореть,

А потом совсем погаснет

Солнца плавленая медь…

На закате в летний вечер

Все как будто говорит:

Отдохнем… и станет легче

На земле прекрасной жить.

Пахнет травами и дымом

Облака в сиянье все,

Как бы мне хотелось вечно

Жить в природной красоте.

Но закат погаснет скоро,

Ночь наступит на земле —

Всколыхнется сини море,

Темнота захватит свет.

А в душе воспоминания

О закате будут жить,

Чтоб на следующий же вечер

Красотой вновь поразить.

Рисовать восковыми мелками лучше всего на плотной бумаге. Рисунок пейзажа восковыми мелками делается либо обычным карандашом, либо мелком, цвет которого будет преобладать в готовой работе. Затем контуры закрашиваются, но не везде оставляем белые просветы. Потом при работе с красками эти просветы закрасятся, и получится красивый эффект. При смешении нескольких цветов на бумагу в первую очередь наносится более темный оттенок воскового мелка, а потом светлый и у нас получается солнышко. Лучики у солнышка можно рисовать различными линиями (прямыми, волнистыми и тд.) Море мы можем взять белый мелок и нарисовать пену, брызги, плашмя покрыть в некоторых местах голубым мелком. Сделать солнечную дорожку на море.

В качестве завершающего этапа готовый рисунок мы раскрашиваем красками.

Игровая часть.

Посмотреть мультик «Бегемотик и солнце»

Окунулось в море солнце на закате.

Полоскали волны в бликах мокрых, платье,

Сшитое из пены кружевной, игривой.

Отзывались чайки криком шаловливым,

Улетали в дали, к кромке горизонта.

Маячок усталый, там, искал кого-то.

Разбивались брызги о песок прибрежный,

Отдавали влагу. Шепот тихий, нежный,

В ракушках струился, превращаясь в звуки.

Слов забытых, тайны, падали нам в руки.

Из глубин лазурных поднимался месяц,

Отражая вечность и любовью грезя.

В конце занятия подводится итог, научились ли дети изображать морской закат солнца в технике рисования восковыми мелками и акварельными красками.

Полюбуйтесь, какие разные и красивые у нас получились закаты солнца.

Какие вы все молодцы!

Вы хорошо работали сегодня на занятии. На этом наше занятие окончено.

Масляная пастель

Масляная пастель — графический материал, выпускаемый в виде цветных брусков круглой или квадратной формы или карандашей, с так называемым, пастельным стержнем. Иное название пастельных брусков – пастельные мелки.

В магазинах встречается три вида пастели – масляная пастель, сухая пастель и восковая пастель. В данной статье речь пойдет именно о масляном виде.

Прежде чем купить масляную пастель впервые, необходимо понять, чем она отличается от других видов и почему подойдет именно вам.

Такая пастель производится путем прессования пигмента и масла, как правило, льняного или другого минерального масла. Чаще всего масляная пастель предназначена для начинающих, но любят ее и опытные художники.

Преимущества масляной пастели:

  • Рисование масляной пастелью будет приятно для тех, кто любит яркие и насыщенные цвета, так как сухая пастель более матовая.
  • В отличие от сухой пастели, масляная дает возможность хранить готовые работы без использования фиксатива (закрепителя краски)
  • Яркость красок и свежесть тона
  • Возможность растушевки создает широкий диапазон возможностей: от создания рисунка до написания картины

Цена на масляную пастель варьируется – есть качественные, но недорогие варианты поштучно и в наборах. Такие варианты есть, например, у Сонета, Koh-i-noor и Mungyo.

Знаменитые пастели Sennelier  стоят дороже и позиционируются как профессиональные. Масляная пастель в наборе – хороший старт для тех, кто хочет попробовать рисование пастелью и сразу иметь готовый набор базовых цветов. Пастель продается в наборах по 12, 24, 36 цветов. Существуют и более расширенные палитры на 74 и 120 цветов.

На чем рисовать масляной пастелью

Пастелью можно рисовать по фактурной бумаге, наждачной, бархатистой или акварельной бумаге, а также по пастельной доске, изготавливаемой из пробки.

Поверхность пастельной бумаги должна быть фактурной, поскольку пастель не впитывается в ее поверхность и соответственно закрепляться должна в «ячейках» на поверхности бумаги. Это требование относится к пастели в целом, а не только к масляному виду. Еще одно требование к пастельной бумаге – это ее плотность.

Желательно, чтобы она начиналась от 160 г/ кв м. Но есть пастельная бумага плотностью 100 и 130 г/кв м.

Для пастели нужна достаточно плотная и прочная бумага, которая будет устойчива к механическому воздействию, поскольку техника рисования пастелью подразумевает постоянное трение листа, как на этапе рисунка, так и растушевки и корректировки изображения.

Поверхность, на которой создается рисунок или картина, ее цвет, также имеют влияние на то, каким будет рисунок. Например, бархатная бумага дает естественное «размытие», мягкость изображения.

Цвет поверхности влияет на выигрышность цвета, передачи оттенков и общего эффекта от рисунка. Поэтому многие художники тонируют пастельную бумагу кофе или чаем, чтобы получить коричневые и серые оттенки, на которых яркие цвета будут смотреться более эффектно. Или  же сразу покупают цветную бумагу для пастели.

Пастель – это компромисс между графикой и живописью. В зависимости от того, что вы хотите увидеть на готовой работе она становится и краской или графическим инструментом. Пастелью рисовали Дега, Левитан, Делакруа, Серов, Кустодиев. Попробуйте и вы! Откройте для себя яркий, приятный в работе материал!

Особенности

Первые аналоги современных восковых мелков появились много лет назад – это художественной . Материал, который сегодня также в большей степени воспринимается как рассчитанный на детское творчество, раньше активно использовался серьезными художниками для набросков, а иногда – и полноценных картин.

Конечно же, современные восковые мелки существенно отличаются от классической пастели и даже от того товара, который называется «пастелью» сегодня. Этот материал иногда находит применение в качестве составляющего для настоящего искусства, тогда как восковые мелки справедливо назвать «дешевой» версией для детей.

Обыкновенные мелки не способны дать всех тех преимуществ, что и профессиональная пастель, но зато они максимально заточены под безопасность малыша, который ими пользуется, – в составе должно быть минимум вредных добавок. Невысокая стоимость позволяет родителям приобретать подобные средства для рисования практически в неограниченном количестве, что открывает для ребенка безграничные творческие горизонты.

Тренировочные упражнения с акварелью

Поделите лист на небольшие квадратики и опробуйте разные цвета, линии, техники в каждом из них. Переходы цвета, промакивания салфеткой, использование разных цветов.

Дайте ребёнку большой лист бумаги (ватман), разложите его на полу, поставьте краски, дайте кисти и мелки. Пусть ребёнок рисует мелками, а затем раскрашивает.

Создавайте яркие акварельные круги, экспериментируйте в них со смешиванием цвета и брызгами.

Нарисуйте картину с кувшинками. Вначале рисуем кувшинки акварелью, далее дорисовываем контуры листов, а затем добавляем фон (воду и листья):

Примеры несложных работ акварелью, которые могут вдохновить вас на творчество:

Как рисовать масляной пастелью

Познакомившись с сухими мелками, начинающие художники обычно не останавливаются на достигнутом. Рано или поздно в их руки попадёт коробка с масляной пастелью. Как рисовать удивительным материалом, таким не похожим на сухую сестрицу? Давайте вместе поближе познакомимся с нашей новой героиней. Посмотрим в чём её отличие и какими возможностями она обладает. Итак, приступим.

Как вы уже знаете, пастель в зависимости от скрепляющего компонента бывает трёх видов. Давайте напомним их себе:

  • Сухая. По сути это цветные мелки.
  • Восковая. Очень твердая и жирная. В основе воск, поэтому она похожа на цветные свечки.
  • Масляная. Наша героиня замешана на масле, поэтому очень эластична и красива.

В основу последнего вида входят различные цветные пигменты, мел и разные масляные соединители. Раз масло основа, значит такие мелки очень жирные и сочные. Это основное отличие такой пастели от других видов.

Она более яркая. Эта способность даёт больше возможностей для художественных приёмов. Например, применять этот материал в декоративном оформлении. Очень часто масляную пастель используют в сочетании с другими материалами.

Ещё нашу героиню отличает неприхотливость к поверхности, на которой ею рисуют. Она отлично ложится на любой материал. Однако, шероховатые плоскости для неё предпочтительнее гладких. Как бы там ни было, но пастель и в Африке пастель. Свойство осыпаться после высыхания у масляного аналога тоже есть, и от этого никуда не денешься.

Что ещё стоит знать о сегодняшней гостье? Существует тысячи цветовых оттенков таких мелков. Это разнообразие сглаживает один недостаток. Масляная пастель одного цвета очень плохо смешивается с другими цветами.

Но есть и преимущества перед сухими собратьями, точнее сосёстрами. Кроме штриховки и затушёвки с нею можно применять размывку. Да почти как с настоящими масляными красками.

Используя специальные разбавители, с помощью мастихина или бумажных стеков можно размазывать штрихи, получая удивительные цветовые эффекты. Теория это хорошо, но ближе к делу.

Учимся рисовать масляной пастелью

Для работы понадобится сам натюрморт. Установите его так, чтобы было хорошее контрастное освещение и достаточное расстояние от вашего мольберта. Приготовьте карандаш, сами краски, бумагу.

Лучше всего взять цветной шероховатый картон или бархатную бумагу. Кто-то предпочитает наждачную. В любом случае для чернового рисунка понадобится белый обычный ватман. Всё готово? Приступим:

  • Сделайте карандашом рисунок натюрморта на листе бумаги такого же размера, как вы собираетесь сотворить на своём холсте.
  • Обведите мелом все линии, полученного рисунка, с обратной стороны листа. Для этого можно воспользоваться оконным стеклом. Приложите лист рисунком к окну и он будет просвечиваться с другой стороны. Когда все линии обведёте мелом, рисунок исчезнет с виду.
  • Теперь перенесите рисунок на выбранную поверхность будущей картины. Для этого опять обводим карандашный рисунок, приложив его к поверхности меловой частью. Здесь можно использовать авторучку или цветной карандаш, чтобы не забыть обвести все линии.
  • Полученный отпечаток обводим белым масляным мелком.
  • Начинаем наносить основные цвета всех крупных поверхностей натюрморта. Чтобы видеть, как измениться цвет или как он будет смотреться на цветном полотне, используем клочок такого же материала в качестве палитры.
  • Наносим дополнительные оттенки и втираем их в поверхность. Кто-то делает это пальцем, кто-то мастихином, а кто-то кусочком обычной газеты.
  • Прорисовка деталей. Самый трудоёмкий и увлекательный процесс. Здесь в ход идут разные техники, в том числе и размывка разбавителем.
  • Закончив рисунок, не забудьте позаботиться о его сохранности. Закрепить и поместить под стекло – это просто необходимо сделать, если вы хотите, чтобы через несколько лет он висел в Эрмитаже.

Научившись рисовать пастелью, вы увеличите свой потенциал и расширите круг художественных приёмов для будущего творчества. Не бойтесь осваивать новое! Возможно, это то что вы так долго искали в изобразительном искусстве. Масляная пастель ждёт вас.

Виды пастели и их отличия в рисовании

Уроки живописи пастелью для детей начинаются с выбора определенного вида пастели. Ведь, несмотря на общие особенности, имеются и отличия.

Дети могут работать со следующими видами пастели:

  1. Сухая – самая приятная в обращении, с ее помощью наносятся самые легкие мазки, а рисунок получается матово-бархатистым. Единственный минус, что материал легко ломается и сильно размазывается, поэтому каждый ребенок должен аккуратно ею пользоваться;
  2. Восковая – более твердая пастель, чем сухая, внешне блестящая и гладкая. Эта пастель менее ломкая, а ее растушевка возможна лишь по границам элементов рисунка. Кроме того самый большой ее плюс в том, что дети могут использовать ее не только на бумажной поверхности, но даже на стекле;
  3. Акварельная – схожа с восковой пастелью, но благодаря наличию внутри водорастворимых компонентов может превратить работу в акварельный рисунок. Все что для этого надо ребенку – это размыть картинку водой;
  4. Масляная – вид пастели, который лучше использовать после 8-10 лет, поскольку ее размывку проводят специальными растворителями. Однако преимущества масляных мелков состоят в том, что они меньше всего крошатся, а рисунок сохраняет свои краски самое долгое время.

К слову сказать, каждый вид пастели, несмотря на отличия, будет интересен детям. И в зависимости оттого, что ребенок выберет, и нужно будет целенаправленно двигаться в практике.

Но чтобы определиться с выбором придется опробовать все виды пастельной живописи, а помогут в этом подобранные мастер-классы.

История создания

Живопись в технике пастель используют 500 лет. Её создал французский придворный художник-портретист Жан Перреаль (де Парис). Он пользовался успехом у августейших особ: часто выезжал с королём Людовиком XII на поля сражений, делал эскизы батальных сцен.

Именно Парису (начало XVI века) пришла идея создания пастельного карандаша из сухого пигмента и камеди (смолы) некоторых деревьев.

К концу XVI столетия уже новинка приобрела популярность среди живописцев Франции, потом материал завоевал Италию, Англию. Художественная техника пастели начала массово распространяться по миру для писания портретов на заказ.

Пастельные техники

Хотя техника рисования цветными мелками чаще ассоциируется с графикой, материал используют и для живописи

Здесь важно видеть цвета, правильно накладывать штрихи: необходимо наносить в одном направлении, а не хаотично. Выполняя это условие, можно добиться объёма рисуемого предмета

Большие пятна рекомендуется прокрашивать, держа карандаш горизонтально поверхности.

Работая с пастелью, следует помнить о правилах воздушной перспективы. Контуры дальних предметов объектов нужно выполнять более мягко, чем близких. Цвета далёких предметов пейзажа должны быть холоднее изображений переднего плана. Для регулирования резкости контуров, цвета, применяют метод растушёвки. Мелкие линии проще рисовать пастельными карандашами.

В технике пастели также используются линии, пятна. Они бывают в виде прерывистых, простых и сложных форм, разных объёмов.  Для рисования используют акварельную бумагу. Здесь может быть любая фактура, белая, бледно-кремовая. Если предполагается минимизировать присутствие светлых тонов, белый фон закрывают тонким слоем краски нужного цвета.

Изображение фиксируют специальным закрепителем, который не даёт материалу осыпаться. Самый доступный — водный раствор пчелиного мёда, сахара, клей ПВА. Для лучшей сохранности добавляют фунгицид (средство от грибка). Используют даже бесцветный лак для волос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector