Мистические истории появления сфинксов в санкт-петербурге
Содержание:
- Египетские сфинксы и Аменхотеп III
- Мистика Сфинксов на Университетской набережной
- Памятник жертвам политических репрессий
- Египетский дом на Захарьевской улице, 23
- Сфинкс с Университетской набережной
- Фото и описание
- История создания Египетского моста
- Описание Сфинксов на набережной
- Достопримечательности рядом
- Пристань у Академии художеств — история
- Мифы и легенды
Египетские сфинксы и Аменхотеп III
В древнем Египте львы жили за долиной Нила, были красивы и сильны. Египетские скульпторы вырезали из камня статуи львов и ставили их у храмов и гробниц для защиты от злых сил. Позже вместо головы льва они высекали голову фараона и стали считать, что сфинкс имеет силу льва и ум человека, ведь фараоны считались посланниками бога солнца Ра.
Аменхотеп III родился в древней столице Египта Фивы, расположенной в 700 км к югу от Средиземного моря. Взошел на престол еще совсем мальчиком, когда ему было около 10 лет и правил приблизительно в 1388–1351 годы до нашей эры. За время его пребывания у власти было развернуто грандиозное строительство. Построены великолепные храмы и памятники скульптуры, развивалась торговля, а созданные в то время произведения искусства составляют лучшие коллекции музеев мира. На аллее, ведущей к дворцу Аменхотепа III, стояли сфинксы, охранявшие его от зловещих сил.
В 1820 году при раскопках древней Фивы грек Янис откопал два сфинкса из сиенита, лик которых был портретным изображением фараона Аменхотепа III. На голове у скульптур была двойная корона, олицетворяющая власть над Нижним и Верхним Египтом, а кобра в виде украшения символизировала покровительство и защиту.
Мистика Сфинксов на Университетской набережной
Так что же? Получается что все мистические легенды связанные со сфинксами — фикция и нет никаких сакральных явлений в этом загадочном месте исторического центра Санкт-Петербурга? Нет, мистики здесь много, да ещё и очень сильной. Говоря о Башне Грифонов я рассказал о сакральных силах присущих этому таинственному месту, пруфлинк — . Что же кратко повторюсь и здесь. Васильевский остров как ни какое другое место города связано с древней магией языческих волхвов селившихся с незапамятных времён. В его лесах располагались таинственные капища и знаменитые северные лабиринты. Зачем в древности строились эти мегалитические сооружения сказать трудно. Считалось, что они хранили память рода его создавшего. Рождался в роду новый человек и в спираль лабиринта вкладывался новый камушек. Лабиринты разрастались, впитывая энергию создающих его людей. Языческие капища в его густых лесах были свидетелями кровавого колдовства финно-угорских шаманов которое называлось магия крови, а ритуалы они проводили когда наступало время теней. Земля острова постепенно впитывала и энергетику лабиринтов и насыщалась магией капищ и таинственных ритуалов. Позже эти земли входят в состав Новгородской республики. Русь, к тому времени, была христианской, и сюда бегут славянские волхвы, хранители тайного знания ищущие укрытия от церкви. Земля Васильевского острова начинает пропитываться и их колдовской силой древнего бытия. Языческие лабиринты разрушаются новгородцами, один, вроде, сохранился до тех пор пока Пётр Великий не передал остров Александру Меншикову. Тогда, во время прокладки дороги, были разрушены останки последнего мегалитического лабиринта. Но эта земля, насыщенная флюидами древнего бытия, начинает жить самостоятельной жизнью. Считается, что аномальная зона Васильевского острова способна изменять судьбы людей находящихся на ней. Как это происходит не знает никто но край этот издавна пользуется славой места силы. Позже, уже после основания города, именно сюда, на Васильевский остров, устремляются самые неординарные, а порой и самые загадочные люди: маги, эзотерики, колдуны, оккультисты, жрецы таинственных культов, прорицатели и мистики. Такова краткая история эзотерической сущности Васильевского острова. Кстати оккультисты издавна считают, что на Стрелке Васильевского острова, прямо около Биржи находятся врата ада, а вот у сфинксов на Университетской набережной — вход в мир мёртвых. Почему так — расскажу в другой раз. В 1834 году на Университетской набережной появляются две статуи сфинксов наделяя землю Васильевского острова ещё больше могуществом. Созданные древнеегипетской цивилизацией, насквозь пропитанной религиозной магией, они больше 3000 лет впитывали энергию мира мёртвых, защищая его от мира живых… Попав на невскую землю они нашли свой вечный дом на Васильевском острове и многократно увеличили таинственные силы защищающие город. Это место очень многолюдно, а таинственный портал, созданный Сфинксами на пристани, впитывает энергию людей и надёжно защищает город от негативного воздействия иномирья, накрывая город своей защитной магией. Считается что Сфинксы могут исполнять загаданные желания. Не совсем это так. Сфинксы, просто, могут изменять ход судьбы так чтобы желаемое приблизилось. Особого ритуала здесь нет. Просто придите в это место и постойте рядом с божественными кошками, величественными львами с человеческими лицами. Подумайте о чём-то своём, и ваша жизнь обязательно изменится так как вы хотите. Дотроньтесь до Сфинксов, почувствуйте их бешенную энергетику, впитайте её. Главное верить в то, что всё задуманное сбудется. Вера помноженная на силу этого места — творит чудеса.
Памятник жертвам политических репрессий
Памятник жертвам политических репрессий
Напротив известной питерской тюрьмы «Кресты» можно увидеть не только памятник Анне Ахматовой, но и скульптуру, посвящённую жертвам политических репрессий. Впрочем, каменный парапет, напоминающий тюремное окошко, это только напоминание, а основная часть памятника — египетские сфинксы. По перимитру сфинксов расположены таблички, а на них стихи и фразы тех, кто не по наслышке знает, что такое политические заключенные.По замыслу художника они должны вселять ужас, а потому разделены на половину – живую и оскалившую череп. Да и место выбрано для них вполне удачно.
9. Сфинксы на Каменном острове
Сфинксы на Каменном острове
Историки считают, что при создании скульптурных изображений в 1826 году были сделаны пробные отливки, которые были по каким-то причинам забракованы. Но брак не переплавили, а оставили на заводе на хранение. Через 80 лет после их создания сфинксов приобрел купец Галактионов, занимавшийся торговлей металлом. В 1910 году они были установлены у его дома на Верейской улице, а позже, после переезда купца на Можайскую, туда были перенесены и сфинксы. Там они простояли в сквере до 70-х годов прошлого века, после чего их в декабре 1971 года установили на набережной Малой Невки у Каменноостровского моста.
Сфинкс на Каменном островеДалее судьба этих сфинксов была весьма печальна. Их ломали, как только могли, царапали и раскрашивали, про диадему и говорить нечего – она была отпилена практически сразу же.
К началу XXI века фигуры сфинксов представляли жалкое зрелище.Спасло сфинксов заступничество организации «Мостотрест». Сфинксы были отреставрированы и несколько лет стояли у офиса «Мостотреста» на Индустриальном проспекте. 17 апреля 2010 года они получили статус вновь обретённых памятников культуры и возвращены на старое место на набережной Малой Невки у Каменноостровского моста.
10. Сфинксы Строгановского дворца
Вернемся в центр города. Две фигуры сфинксов из розового гранита украшают двор Строгановского дворца (Невский пр., дом 17). Находятся они при входе во двор, справа у подъезда на невысоких постаментах.Эти сфинксы датируются 1796 годом (автор скульптур неизвестен) и первоначально украшали дачу А.С. Строганова. Дача для графа А. С. Строганова была построена по проекту А. Н. Воронихина в конце XVIII века на берегу Большой Невки. Напротив дачи был устроен причал, от которого широкая лестница вела на пристань. Украшением пристани и были эти гранитные сфинксы.В 1908 году дача Строганова была перестроена, а сфинксы, поменяв несколько раз «место жительства», в конце концов переселились во двор Строгановского дворца, где обитают и поныне.Существует поверье, что если погладить сфинкса, он станет твоим тайным покровителем и будет стеречь твое добро.В 50-е годы ХХ века именно эти сфинксы послужили образцом для восстановления фигур мифических зверей на пристани Свердловской набережной.
Всего в Петербурге четырнадцать сфинксов. Это не считая всяких изображений во дворах и в скульптурном декоре северной столицы. Сфинксы, хранители тайн и загадок. Это они, каменные молчаливые изваяния с холодным отчужденным взглядом, по древним преданиям охраняют входы в гробницы и храмы от темных сил и всевозможной нечисти. Петербуржцы окружили этих чудовищ легендами: говорят, что сфинксы охраняют Петербург от наводнений. И что сфинксы живые, что они просто спят.
Египетский дом на Захарьевской улице, 23
Доходный дом Нежинской, известный сейчас как Египетский, построили в 1913 году. Его фасад напоминает главный вход в храм богини любви и красоты Хатхор в Египте. Пилястры на входе в виде фараонов, которых можно назвать лучшей имитацией египетских скульптур в Петербурге. Лица богинь на колоннах отличаются от оригиналов, но напоминают портреты финикийского искусства.
Во втором десятилетии XX века в здании находились посольства Бельгии и Румынии, а после — редакция журнала «Искусство Ленинграда». Сейчас здесь мини-отель, салон красоты и магазины. Фасад дома сильно не изменился, а вот в цокольном этаже сделали окна.
Сфинкс с Университетской набережной
Самые известные из петербургских сфинксов, одна из икон города, находятся на набережной около университета на Васильевском острове. Они также являются единственными оригинальными античными скульптурами в городе прямо из Египта!
Сфинксы в Санкт-Петербурге происходят из Фив и были найдены рядом с храмом (наиболее распространенная версия говорит о гробнице) фараона Аменхотепа III. На постаментах, на которых они стоят, вырезаны в честь этого правителя Верхнего и Нижнего Египта, скульптуры также имеют свои особенности.
Сфинксы в СПБ, которым более 3500 лет, были обнаружены греческим искателем древних сокровищ в 1820-х годах в Александрии во время путешествия Андреем Муравьевым – русским дипломатом и камергером при царском дворе, который после консультации с царем Николаем, выкупил сфинксов и отправил их в столицу на борту корабля «Добра Надежда».
По-видимому, они оказывают чрезвычайно сильное негативное влияние на окружающую среду. Местные жители утверждают, что долгое время глядя в их каменистые лица и даже оставаясь по соседству, вы в лучшем случае можете чувствовать себя хуже. В худшем – даже сойти с ума! История фиксирует множество случаев внезапных атак безудержной агрессии и потери самоконтроля, происходящих в непосредственной близости от древних скульптур.
Наиболее известный случай такой истерии, кроме того, в массовом масштабе, произошел в феврале 1899 года. Большая демонстрация студентов прошла по петербургским улицам. Первоначально демонстрация прошла гладко, но дело приняло драматический оборот, когда марширующие Невские моряки достигли высоты сфинксов.
В этот момент как студенты, так и солдаты, казалось, что обладали – без всякой видимой причины они внезапно бросились друг на друга. Армия открыла огонь, было много убитых и раненых.
В 1938 году, в свою очередь, комсомолец, вооруженный палкой, преследовал членов своей бригады, выкрикивая «богохульство» против Сталина, за что ему тогда пришлось многое объяснить НКВД. Самое интересное в этой истории – именно перевод преступника, который утверждал, что действовал под влиянием сфинкса, который навязал ему свою волю!
Фото и описание
Сфинксы появились в Петербурге в разгар увлечения древнеегипетскими атрибутами в 19 в. В 1832 году напротив Академии художеств на Университетской набережной было решено организовать широкую пристань. Её проект был подготовлен К.А. Тоном. Главным украшением пристани должны били стать фигуры бронзовых коней с укротителями. Все работы выполнялись согласно единому проекту обустройства Университетской набережной. Но отлить скульптуры из бронзы оказалось слишком затратно, утвержденная смета не предусматривала таких крупных расходов. И в 1834г. вместо фигур коней Университетскую набережную украсили два гранитных сфинкса, которые были найдены при раскопках древнеегипетских Фив.
Сфинкс – это чудовище с туловищем лежащего льва и головой человека, являющееся символом сочетания ума и силы. Египтяне приписывали сфинксам могущество и силу богов.
Сфинксы на Университетской набережной представляют наибольшую историческую и художественную ценность. Они были найдены в районе древних Фив французскими археологами под руководством Ж.-Б. Шампольона. Этим сфинксам около 3,5 тысяч лет. Высечены они из сиенита. Они стояли у входа в храм для египетского фараона Аменхотепа III, чье портретное изображение повторяют головы сфинксов. Головные уборы сфинксов являются свидетельством того, что фараон правил двумя царствами – Нижним и Верхним Египтом.
Приобретению сфинксов для набережной перед Академией художеств город обязан Муравьеву А.Н., молодому русскому офицеру, который в 1830г. отправился в паломническое путешествие по святым местам. В Александрии он увидел одного из откопанных в Фивах сфинксов и загорелся желанием купить монументальные изваяния для России. Каменные статуи стоили 100 000 франков, и чтобы их приобрести, необходимо было получить разрешение царя. Пока прошение офицера дошло до Петербурга, пока о нем сообщили императору, а тот, в свою очередь, передал его в Академию художеств на рассмотрение, пока прошение было одобрено, и нужный документ догнал путешествующего Николая I и он наложил свою резолюцию, сфинксы были практически куплены Францией. Но случилась июльская революция, и Франции стало не до покупок исторических ценностей. Тогда Россия приобрела сфинксов за 64 000 рублей. Они были доставлены в Россию на парусном корабле «Буэна сперанца» («Добрая надежда») в мае 1832г., здесь их установили в Академии художеств на Круглом дворе, где они находились вплоть до создания пристани у стен Академии.
Свое нынешнее место египетские сфинксы заняли в 1834. Во время транспортировки сфинксов у них были отбиты подбородки с покрывавшими их накладными бородами. Во время погрузки одного из сфинксов порвались тросы, и он упал, разбив борт корабля и мачту в щепки. На лице сфинкса проходил глубокий след от каната, но во время последней реставрации он был заделан.
35 веков тому назад сфинксы охраняли гробницу Аменхотепа III. Лбы их украшают кобры, являющиеся защитницами и покровительницами фараонов. Сфинксы являются немыми свидетелями высокого мастерства и огромного труда неизвестных каменотесов древнего Египта. Обе статуи покрыты иероглифами, которые высечены и на груди сфинксов, и на картушах, а также сплошной полосой проходят по боковым краям гранитных плит, которые служат основаниями древних изваяний. На каждом сфинксе – по две надписи, являющиеся вариантами титулов фараона Аменхотепа III. Полный перевод всех этих надписей впервые был выполнен в 1913 г молодым русским египтологом, будущим академиком В.В. Струве.
Помимо сфинксов, для усиления связи этого места с древним Египтом О. Монферран предлагал соорудить здесь статую Осириса. Но эта идея была отклонена. Пристань была украшена бронзовыми грифонами и светильниками, которые были отлиты по моделям Годе П.П.
Кстати скульптуры коней с укротителями, которые первоначально предполагалось установить на Университетской набережной, были установлены впоследствии на Аничковом мосту.
До 10-х гг. ХХ в. спуск к Неве использовали под разгрузку строительных материалов с барж. В 30-егг. на нем выгружали дрова. В блокаду над сфинксами соорудили защитный навес. Спуск к Неве был восстановлен в 1947г., а в 1958-60гг. были восстановлены утраченные в 19в. бронзовые грифоны. Этим проектом занимались И.Н. Бенуа, Г. Ф. Цыганков, А.Е. Поляков.
История создания Египетского моста
Первоначально по своей конструкции это был цепной мост, появившийся один из первых в своем роде в Санкт-Петербурге. В то время, а именно в конце XVIII – в начале XIX веков, только зарождалась идея создания таких конструкций, причем одновременно сразу в нескольких развитых странах.
Тогда только начинали использовать металл в строительстве, учитывая большую гибкость металлических сплавов по сравнению с чугуном. Таким образом, конструкторы XVIII века задумали новый формат переправы через реку – подвесное полотно на железных цепях.
Пионером в Санкт-Петербурге, а также одной из первых конструкций подобного типа был мост под названием Екатерингофский, который, к сожалению, уже не существует. В 1823 году начали строить второй, аналогичный мост – Патнелемоновский, и сразу же приступили к созданию Египетского моста, соединяющего два берега Фонтанки.
В начале XIX века во всем мире пользовалась большой популярностью тема изучения востока, и, в первую очередь, Древнего Египта. В архитектуре Петербурга это увлечение отразилось в виде фонтанов возле Пулковской горы, украшенных сфинксами. В Царском селе имеются ворота в Египетском стиле, а прямо напротив Академии художеств стоят известные всем сфинксы.
К сожалению, точной даты начала конструирования Египетского моста в Спб не сохранилось. Известно только, что в начале 1825 года уже был указ от главнокомандующего путей сообщений Питера, герцога герцог А. Вюртембергского, о необходимости срочного завершения процесса проектирования.
Вниманию герцога были предложены два варианта конструкций с разными сметами, однако оба не подошли из-за показавшейся начальству дороговизны проекта. В итоге к исполнению взяли третий вариант, самый упрощенный, по которому переправа строилась по минимальному расстоянию между берегами Фонтанки, не учитывая географию прилегающих улиц.
Работы велись не так быстро, как хотелось бы. Задержку в основном вызывали постоянные отсрочки каменных работ. В итоге для гранитных устоев моста был использован тот же гранит, что и для облицовки Михайловского замка. Проект предусматривал окончание работ до декабря 1825 года, но итоговые сроки сдачи были перенесены почти на год.
Так как мост не был самым первым в Питере, и у конструкторов уже имелся некоторый опыт, его конструкция представляла собой более легкую конструкцию Пантелеймоновского моста его улучшенный вариант. Поддерживали его три цепи, а порталы были украшены египетскими иероглифами. Также в украшении использовалась позолота.
Трудами П.П. Соколова были созданы чугунные фигуры сфинксов, установленные на пьедесталах возле мостовых устоев. Первоначально создали пару тестовых фигур, которые оставались долгое время в запасе. Уже во второй половине XX века они нашли свое применение на пристани возле Каменноостровского моста.
Описание Сфинксов на набережной
Оба изваяния сфинкса имеют свои условные названия. Правый, если смотреть с набережной, со стороны Репы Академии художеств им. Репина именуется «Западный Сфинкс», а левый — «Восточный Сфинкс». Это именно та фигура у которой сколота борода фараона с частью лица. Но, тем не менее, памятник прекрасно сохранился и отличается прекрасной тщательностью отделки. Сколы на лице (на правой части клафта), не мешают восприятию общего облика сфинкса. Скорее всего, именно о них писал исследовавший скульптуры академик В.В Струве, упоминая о проблемах при погрузке памятника в Александрии; практически сколота борода; отдельные фрагменты отколоты от передней части плинта; утерян фрагмент задней части сфинкса и часть хвоста. Не сохранилась голова урея. Достаточно сильно пострадала корона сфинкса; высокая часть короны дешрет состоит из нескольких частей, отдельные повреждения имеются и на передней части короны хеджет. Длина надписей на плинте сфинкса со стороны набережной — 5,85 м, со стороны Невы — 5,40 м. С задней части плинта сфинкса отколот фрагмент длиной около 60 см, который нёс на себе часть текста, который может быть восстановлен по аналогии. Западный сфинкс создан из менее качественного гранита, хуже сохранился, и, возможно, изготовлен раньше: на нём сохранились следы исправления ошибок скульптора, которые отсутствуют на восточном сфинксе. Мелкие сколы имеются на правой части клафта, утеряны бородка, голова урея. Отдельные небольшие сколы видны на короне дешрет. Сильные повреждения имеются на передней части плинта; правая часть плинта сильнее всего пострадала от разрушения слабых составляющих гранита. Лицо проработано менее тщательно; на месте зрачков присутствуют скопления тёмных частиц гранита, создающих иллюзию «взгляда» сфинкса. В надписи на плинте сфинкса, в целом, сохранившейся несколько лучше, пострадала передняя часть, которая легко восстанавливается по следам иероглифов, как предполагал ещё В.В. Струве. Длина надписи на плинте сфинкса со стороны берега — 6,47 м, со стороны реки — 6,45 м. Первая работа, и, по сути, единственная печатная работа, посвящённая сфинксам и их истории, была выпущена В.В. Струве. Брошюра «Петербургские сфинксы», изданная, как сказано на титульном листе, «по постановлению Русского археологического общества 12 августа 1912 года», с тех пор ни разу не переиздавалась. Все исследователи, так или иначе работавшие со сфинксами, включая и самого Струве и М.Э. Матье, единогласно говорили о том, что сфинксам необходимо другое место, более защищённое от климатических перепадов, загрязнений и влаги; эта проблема является самой насущной в деле сохранения этих памятников и сегодня. В этом свете любопытно содержание документа, обнаруженного И.А. Лапис в архиве Эрмитажа: «в конце дела о коллекции Кастильоне (Ф.1, оп. № 1, 1826, № 29), имеется никем не подписанная записка на французском языке, в которой предлагается перевезти в Эрмитаж сфинксы Аменхотепа III с набережной Невы и египетские саркофаги из Царскосельской Руины, причем для сфинксов даже указаны места, где их следует поставить, а именно — два зала по сторонам того, в котором была установлена знаменитая ваза из ревдинской яшмы и в котором автор записки предлагал разместить все остальные древнеегипетские памятники. Однако этот проект не был принят».
Достопримечательности рядом
По дороге к Египетскому мосту туристу выдается возможность отдохнуть немного, прогулявшись по таким известным питерским паркам, как Юсуповский или Измайловский сады, посетить усадьбу Г.Р. Державина. Если ехать до станции метро «Технологический Институт», то в шаговой доступности будет также океанариум Санкт-Петербурга.
Египетский мост – является настоящим украшением города, одним из знаковых мест Петербурга. Для некоторых он служит в качестве примера, говорящего о том, что все новое, лучше несколько раз проверить до введения в эксплуатацию. Для других – это мистический путь над рекой, охраняемый экзотическими творениями. К какой из категорий принадлежать, возможно решить лишь посетив эту достопримечательность Санкт-Петербурга.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
Пристань у Академии художеств — история
Создание Университетской набережной началось в 1805 году. По проекту архитектора Ж. Тома де Томона и инженера Ф.И. Герарда, каменотёс С.К. Суханов создаёт архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова служащий началом будущей Университетской набережной. Тогда же гранитная стенка доводится до временных устоев Исаакиевского наплавного моста. Работы завершаются в 1810 году, а в 1819-1821 годах инженеры А.А. Бетанкур и В.К. Треттер создают гранитные спуски моста. В 1831-1834 годах гранитная стенка набережной была продолжена до существовавшей у Императорской Академии художеств пристани. В 1830 году инженер Е.А. Адам создаёт проект продолжения гранитной стенки берега Васильевского острова западнее Исаакиевского наплавного моста. В то время разрабатывался план комплекса работ по благоустройству невских берегов. Как раз в те времена началась воплощаться строительная программа по устройству Академии художеств, по проекту президента оной А.Н. Оленина. А он видел неотъемлемой её частью создание «великолепной из гранита пристани для судов противу дома Академии художеств с украшением в лучшем греческом вкусе». Проектирование пристани было поручено арх. К.А. Тону. Проект гранитной пристани архитектор Константин Андреевич Тон разработал в 1831 году (утверждён 4 октября 1831). По плану пристань должна была быть выступающей по отношению к набережной, но работы в русле реки Невы были очень трудны в техническом плане. Тогда, после консультации с инженером-мостостроителем П.П. Базеном, архитектор Тон врезает пристань в массив набережной. По окончательному плану пристань заняла 42 метра береговой линии. Прямо из воды поднимаются две ступени большей ширины чем остальные. Они ведут на боковые площадки с двумя симметричными полукруглыми каменными скамьями. Всего к реке ведут 14 ступеней, разделённых площадкой, по краям которой устроены полукруглые ниши со скамьями. Торцы скамей завершают Грифоны туловищами утопленными в гранитной плите — 4 бронзовых Грифона стоят попарно по сторонам скамей. По краям лестницы, на мощных гранитных постаментах, установлены египетские сфинксы. В композицию включены цилиндрические жирандоли, (бронзовые светильники) стилизованные под античные жертвенники по рисунку арх. К.А. Тона), украшенные рельефами. Светильники опираются на львиные лапы. Рельефы изображают греческих девушек, ниже вырезан растительный орнамент в виде листьев и стеблей. После изменения проекта Тон сохранил прежние бронзовые колонны-светильники. Жирандоли были отлиты на Колпинском заводе мастером П.П. Геде. Ступени лестницы, расположенные между скамьями и выше их ведут к набережной. Разрабатывался проект под коней Петра Карловича Клодта, но, как говорилось, финансовые неувязки не позволили воплотить этот замысел. В это же время в Санкт-Петербург приходит известие о покупке Россией двух гранитных сфинксов из города Фивы. У авторов проекта возникает мысль украсить этими древними изваяниями создаваемую пристань. В декабре 1831 г. К.А. Тон изменяет проект причала, включив в его композицию эти фигуры. Новый вариант не сводился к простой замене скульптур. Архитектор изменяет пропорции пристани, уменьшает просвет спуска к Неве. Для размещения скульптур создаются два высоких, массивных пьедестала. Когда сфинксы были доставлены в Санкт-Петербург, то первые два года они находятся во дворе Академии художеств. За это время, собственно выполняется создание пристани у её стен. Своё место на набережной сфинксы заняли в 1834 году. Тогда же известный архитектурный проходимец Огюст Монферран, заканчивавшим в том же 1834 году Александровскую колонну на Дворцовой площади, предлагает усилить связь этого места с Древним Египтом, соорудив здесь гигантскую статую бога Осириса. Но, Николай I, давно уставший от бредовых идея Монферрана, отклоняет его прожект.
Мифы и легенды
История с обрушением подвесного Египетского моста в воду спровоцировала рост многих мистический версий объяснения. Существуют даже городские легенды об этом событии. Так, по одной из них, между молодой жительницей Санкт-Петербурга, проживающей неподалеку от моста, и военным офицером был роман.
Но офицер повел себя непорядочно, обманул девушку. И тогда она обозлилась. Однажды, увидев проезжающий по мосту полк из окна своего дома, она громко крикнула «Чтоб вам всем провалиться на месте!», что сразу же и произошло.
Многие также обвиняют в аварии сфинксов. Скульптуры были сделаны на месте. Они никогда не имели никакой связи с Древним Египтом, но простые люди одаривали их самыми различными сверхъестественными способностями. Люди считали, что мост не просто «поет» из-за скрипящих цепей, а поют сами сфинксы, причем исключительно погребальные песни.