Что значит пояснить за шмот?
Содержание:
- Что значит «Поясни за шмот»?
- Почему всё закончилось?
- В 90-е — «с какого района», теперь — «поясни за шмот»
- Как правильно «пояснять за шмот»?
- «Они сразу по нескольку человек налетали на ровесника, лежавшего на земле»
- Почему они об этом спрашивают?
- Другое деление
- Пару слов о Фишман
- За какую одежду придется оправдываться?
- Как пояснить за шмот на улице?
- «Вместо бандитов у нас сейчас силовики»
- Кто «спрашивал за шмот»?
- «По мнению этих двоих, носить можно только оригинальные брендовые вещи»
- Деление по качеству
- Какие бренды стали «опасными»
Что значит «Поясни за шмот»?
Слово «шмотки», известное еще в XX веке, к началу нового тысячелетия редуцировалось и потеряло две последние буквы. В подростковом мире внешний вид особенно важен, отчего возникает периодическая необходимость «пояснять» необходимость того или иного прикида.
Относительно происхождения этих слов существует несколько версий:
- Практика придираться к внешнему виду пришла из субкультуры панков. Это движение зародилось в Англии 80-х годов на фоне бушевавшего в стране экономического кризиса. Панки одевались нарочито непритягательно и щепетильно относились к тому, чтобы никто со стороны не смел вести себя так же;
- История наездов за внешний вид известна и в нашей стране. Особенно в этой дисциплине прославились обитатели мест заключения, где даже мельчайшая деталь возводилась в абсолют. Несмотря на скудость тюремного гардероба, любой блатной мог «кинуть предъяву» лицам рангом пониже;
- Согласно другой версии, выражение родом из среды агрессивных футбольных фанатов. Будучи большими поклонниками своего клуба, они не выносят, когда видят на улице человека с «неправильной» футболкой. Например, лучше не появляться в форме «Спартака» возле стадиона «Зенита».
В этом ролике Илья Соболев расскажет, как правильно пояснить за такой шмот, как New Balance, Fred Perry, Stone Island и другие скандально известные бренды.
Почему всё закончилось?
В 2010-х проблема радикальных движений медленно, но исчезала сама собой. Крупные правые группировки распались отчасти из-за внутренних разногласий, отчасти из-за уголовных дел против их лидеров. Некоторые из этих людей, по выражению Юры Дудя, стали «кулаками РПЦ». А новые тренды и интернет в каждом доме убили моду на ксенофобию. Подросткам стало неинтересно вступать в ряды опасных организаций.
Любой человек, плотно следящий за футболом, знает, какой мощной силой были российские фанатские группировки в девяностых и нулевых. Чтобы узнать, что стало с их лидерами сейчас, можете почитать это олдовое интервью Дудя с бывшим главой ультрас «Спартака» Иваном Катанаевым. Там есть все ответы.
2010-е оказались куда более спокойными и космополитичными в плане одежды. Лояльность к понятиям, некогда исповедуемым уличными радикалами, сохранили единичные маргиналы. Но многие и сейчас с опаской смотрят на потёртый «стоник», найденный в ближайшем секонде.
Канал с лучшими скидками – здесь. Акции, промокоды, распродажи. Xiаomi, iPhоne, Gаlaxy – новые скидки каждый день.
Скорее подписывайтесь!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал – точно не пропустите крутые новости и тексты
У нас есть топовый канал со скидками. Смартфоны, ноутбуки и аксессуары – на всём можно сэкономить
«Палач» во «ВКонтакте» – все посты, комменты и даже лайки
Главное
В 90-е — «с какого района», теперь — «поясни за шмот»
Почему подростки примыкают к околофутбольным группировкам, проявляют агрессию к сверстникам и записывают происходящее на видео объяснил Anews кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ИОН РАНХИГС, научный руководитель Центра помощи детям и подросткам «Перекресток» Кирилл Хломов.
Вещи определенных брендов являются знаками отличия, они подчеркивают принадлежность к той или иной группировке фанатов, рассказал эксперт.
«Подростки перенимают это. Чаще всего определенные группы подростков подражают людям, которые немного старше их, учителя и родители для таких школьников уже не являются авторитетом. Они примыкают к футбольным фанатам, хотят соответствовать их стилю, образу жизни, поэтому одежда становится важным показателем. Отсюда и агрессия в адрес тех, кто носит подделки или носит брендовую вещь, не будучи членом группы», — рассказал психолог.
«Здесь можно провести параллель с 90-ми, когда драки начинались с вопроса: «С какого ты района?» Требование «пояснить за шмот» — это новая система распознавания «своих»», — объясняет Кирилл Хломов.
У любого человека есть потребности в принятии, общении и самореализации. Если у подростка эти потребности удовлетворены, то он вряд ли примкнет к компаниям-агрессорам, полагает психолог. Замкнутым и несоциализированным подросткам, особенно тем, у кого есть проблемы в семье, сложнее наладить контакт со сверстниками, поэтому, возможно, только в таких группах он находит необходимое ему уважение и признание.
«Герои видеороликов, которые появляются в интернете, также хотят самоутвердиться. Для них это не просто драка, а пропаганда и популяризация своего движения и определения своего места в нем. На мой взгляд, эти ролики выгодны и компаниям-производителям брендовой одежды. Это своего рода реклама. К сожалению, подросткам не хватает критичности, выкладывая видео, они не осознают последствия, что их могут привлечь к ответственности», — резюмирует эксперт.
Как правильно «пояснять за шмот»?
Если совсем честно, то никак. В момент, когда к вам подошли, всё уже случилось. Иногда работал вариант сказать, что просто понравилась куртка. Всё напрямую зависело от двух вещей – расстановки сил и настроения того, кто спрашивает. Скилл красноречия в такие моменты был особенно важен.
Предыдущий абзац актуален для тех, кто не состоял ни в одной организации. У настоящих радикалов существовало два способа подтвердить, что одежда соответствует их статусу. Первый касался исключительно выездных ультрас. Называешь дату выезда, соперника и чем закончился замес. Почти не работает для тех, у кого в городе несколько крупных команд.
Второй – говоришь, кто из старших чинов в организации дал тебе право на ношение униформы. Серьёзно, это так и работало. Тех же, кто был в авторитете, знали и так.
В этом же кроется и тайный путь к спасению для тех, кому задают неудобные вопросы. Чем ближе дело было к десятым годам, тем выше вероятность, что человек, решивший «спросить за шмот» – обычный выпендрёжник, который либо не относится ни к какому движению, либо находится на очень низкой ступени.
У многих настоящих скинхедов и антифашистов были приводы, что само по себе отличный повод не отсвечивать. Кроме того, они частенько знали врагов в лицо. Заболтать новичка, который не слишком разбирается, всё-таки было можно. С огромной долей вероятности он просто пытается похвастаться своим знанием.
Но большинство молодых людей того времени считало, что надпись на одежде не стоит всех рисков. Особенно так думали те, кто жил в опасных районах и ежедневно виделся с кем-то из представителей группировок: как «красной», так и «белой».
«Они сразу по нескольку человек налетали на ровесника, лежавшего на земле»
На окраине Петербурга год назад появилась банда подростков-«модников». Юные хулиганы избивали сверстников на «неправильную», по их мнению, одежду. Происходящее они снимали на видео и выкладывали в группу «Отжатый шмот» «ВКонтакте». События развивались по одному сценарию. Юноши и девушки в возрасте от 12 до 18 лет группой порядка 10-15 человек нападали на сверстника и избивали его.
Участники группы «Отжатый шмот» «ВКонтакте»
«Была пятница, 16 февраля, около 15:30. Сын подозвал к окошку, дескать, что-то происходит. Глянула. Под нашими окнами собралась толпа подростков с рюкзачками, как девочек, так и мальчиков, всего человек 15. Лет им было около 15. Многие из них — с сигаретами. Но не это самое страшное. Они сразу по нескольку человек налетали на ровесника, лежавшего на земле. Били не на жизнь, а на смерть: по голове ногами. Самый мелкий из изуверов по росту и возрасту — лет, наверное, 12 — снимал на телефон», — рассказала «Росбалту» петербурженка Алла Платонова.
Почему они об этом спрашивают?
Так что означает «за шмот поясни» конкретнее? Дело заключается в том, что у «правых модников» имеется собственная отличительная атрибутика – камуфляжные штаны с подворотами, кроссовки, свитшоты и куртки конкретных брендов, полувоенные мотивы и принты, в общем, определённый стиль. Видя такую же отличительную символику на другом человеке, в компании ребят, не слишком толерантных и терпимых, может проснуться желание выяснить об этом человеке поподробнее – относит ли он себя к их движению, почему оделся именно так и имеет ли он на это «право». Если одежда, по мнению компании, окажется «палёной», то есть поддельной, а её владелец – недостойным представителем движения, то его будет ожидать незавидная участь.
Другое деление
Всякому пользователю стоит также понимать, что топовый шмот (лучший) на каждый класс персонажа разный. Достать его трудно, но при этом нужно еще и правильно его подобрать. Если вы ориентируете своего персонажа на прохождение контента, бои с боссами в группах, то следует искать ПВЕ-шмот. Если же игрока интересуют сражения с другими пользователями в открытых локациях, на аренах или обычные дуэли, тогда следует искать для себя ПВП-экипировку. К этому аспекту разработчики подходят по-разному при работе с играми. Одни делают доспехи общими, другие делят их на комплекты, третьи предлагают пользоваться улучшениями для изменения параметров. Все это зависит только от того, какую концепцию выбрали авторы своего проекта.
Пару слов о Фишман
— Олег, слышали ли вы о «казанском феномене»? Сталкивались ли с ним в жизни? На ваш взгляд, насколько правильно популяризировать и романтизировать данное явление?
— Слышал, но, слава Богу, не сталкивался, я все-таки моложе того поколения, которое помнит крик: «Казань» на площади трех вокзалов в Москве. Но, конечно, знаю очень многих людей, которые помнят. К тому же адвокаты, с которыми я работаю уже пять лет (ваша знаменитая «Агора»), — тоже в основном казанские, и от них я много интересного наслушался о той эпохе.
Не знаю, как прозвучит это сравнение, но здесь, мне кажется, та же неизбежность, что и с памятниками Ленину — у нас их в какой-то момент не посносили, и теперь, я думаю, не снесут никогда — это уже ни у кого всерьез не болит, Ленин в кепке — просто часть ландшафта и то, чего нет нигде в мире, то есть наш национальный туристический эксклюзив, гораздо более убедительный, чем псевдорусская старина. При этом я не люблю Ленина, считаю его упырем, и памятники ему мне не нравятся, но я реалист и понимаю, что Ленин будет всегда. И кварталы хрущевок будут всегда, и «Русь» — это уже именно они, а не старинные храмы и кремли.
Ваши группировки мне тоже кажутся более весомым местным брендом, чем все новодельное (не только мечеть в Кремле, но и то, чем занимается у вас моя знакомая Наталия Фишман), и даже правильно с точки зрения общественного оздоровления делать такую одежду — если зловещий бренд превращается в рыночное развлечение, значит, все уже отболело, проблема сошла на нет.
— А как вы относитесь к идее музея казанских ОПГ? Будет ли носить он воспитательный характер или опять эффект будет обратным?
— Между музеем и тем явлением, которому он посвящен, не бывает знака равенства (собственно, это то, чего не понимают почти все участники споров о «Ельцин-центре», у них аргументы — или «Ельцин — великий человек, посмотрите какой хороший у него музей», или «Ельцин — злодей, и музей его плохой» — как будто не может быть хорошего музея про плохого человека или наоборот)
Можно сделать такой музей, который очень убедительно и наглядно покажет, как чудовищен криминальный мир, и как важно избавляться от его проявлений в жизни. Ну и вообще — любой феномен лучше изучать и помнить, чем стирать из памяти
Если стирать, то он вернется.
За какую одежду придется оправдываться?
Практически каждая молодежная субкультура отдает предпочтение какому-либо одному модному бренду. Получается ли это стихийно или виной тому пронырливые маркетологи, неизвестно.
Вот неполный список марок одежды, за которые часто просят пояснить:
- Fred Perry – английская компания, выпускающая поло, футболки и олимпийки с фирменной надписью FP. Была основана английским теннисистом, который дал компании свое имя. В России марка популярна в среде неонацистов и представителей правых взглядов;
- Еще одни бренды, особо популярные в среде агрессивных скинхедов – Pitbull, Lonsdale и Everlast. Именно их упоминает рэпер Гуф в песне «Новогодняя»;
- Trasher могут носить только те, кто увлекается катанием на скейтборде;
- Вне зависимости от марки, проблемы будут у любителей подворачивать штаны: их обычно дворовые босяки принимают за представителей нетрадиционной ориентации.
В подростковой среде считается, что подбирать свой гардероб нужно исходя из своих убеждений. Всякий надевший «Trasher» должен уметь кататься на скейте. В противном случае обеспечена травля.
Как пояснить за шмот на улице?
Всякому, чей внешний вид взывает серьезные вопросы у окружающих, приходится несладко. Трудно подсказать верное решение в этой ситуации.
Среди возможных вариантов:
- Если происходящее имеет место в присутствии посторонних, то можно спокойно объяснить свою позицию или отсутствие таковой. Вряд ли кто-то решится приставать к человеку среди бела дня;
- Поупражняться в словесном мастерстве, например, ответить вопросом на вопрос («А почему вы спрашиваете?», «В смысле?» и т. д.). Не допускать себе оскорблений в отношении агрессоров, имеющих численное преимущество;
- Сделать вид, что обращение было не услышано;
- При наличии отличной физической подготовки можно пойти ва-банк и начать драку первому. Сперва нужно выждать некоторое время и вычислить лидера;
- Если нет ни силы, ни умения тактично посылать, то остается только одно: ретироваться как можно быстрее от злополучного места.
При многократном повторении приставаний ничего не останется, кроме как перестать носить любимую одежду. К сожалению, это зачастую единственный вариант, который применим в реальной жизни.
С тех пор как все цивилизованное человечество отказалось от сословной системы, минуло несколько сотен лет. С приходом Нового Времени даже простолюдин получил возможность одеваться, как богач, при наличии денег. Но иногда тень Средневековья нет-нет, да и проскочит. И люди в страхе пытаются узнать, за какой шмот надо пояснять. Как 500 лет назад, так и сейчас встречают только по одежке.
Видео: как какой шмот обычно просят пояснить?
В данном ролике Сергей Матросов расскажет про список брендов одежды, за которые хулиганы часто просят «пояснить»:
«Вместо бандитов у нас сейчас силовики»
— На ваш взгляд, могут ли на улицы российских городов вернутся уличные банды в духе 80—90-х?
— Вот сейчас я, как и многие, с ужасом наблюдаю за феноменом АУЕ — криминализированные подростки в Забайкалье. Да, конечно, уголовный потенциал у нашего общества сейчас не ниже, чем в девяностые, просто пока не было повода ему проявиться в тех масштабах, в каких это было лет 20 назад. И все-таки имеет значение, что вместо бандитов у нас сейчас силовики. Кстати, и среди ваших местных брендов, наряду с теми группировками, — конечно, ОВД «Дальний». У меня он с Казанью ассоциируется гораздо сильнее, чем лавочки и велодорожки.
— Есть ли в среде креативной молодежи тенденции по романтизации криминального прошлого? Откуда это у них?
— Не думаю, что прошлого — скорее этики и эстетики. Дизайнеры, такие как Рубчинский или раньше Симачев, вдохновлялись уникальными российскими образами, которых вообще-то не так много, и блатная эстетика — одно из немногих явлений, которые у нас не скопированы с Запада, а уходят корнями вот в это послевоенное, с фиксами и финками. Это, во-первых.
Во-вторых, мне сейчас это трудно сформулировать, но я грешу на вот этот левацкий молодежный призыв в журналистике, почему-то в последние годы многие антифашисты, нацболы и анархисты стали в Москве журналистами, а их опыт общения и большое количество сидевших товарищей располагает к тому, чтобы интересоваться этими вещами. Например, поговорку про два стула я впервые в жизни услышал от своего товарища по «Коммерсанту», в прошлом известного антифа-активиста. А журналисты — это всегда передовой отряд креативной молодежи.
— Олег, вы сами давно ли были в Казани? Сейчас город, на ваш взгляд, безопасен ли?
— Я бывал у вас несколько раз, начиная с середины нулевых, город всегда производил впечатление чуть ли не самого благополучного российского миллионника — видно, что республика богатая, и видно, что (в отличие от русских областей) местные всерьез любят свою республику и свой город и чувствуют себя там хозяевами. Последний раз я был у вас летом 2013 года, мы с женой проводили в Казани уик-энд по дороге из Кирова в Женеву (летели через Стамбул, было очень удобно). Много гуляли, в том числе ночью, ничего опасного не видели. До этого я был у вас в 2011-м в связи с «Булгарией», повод мрачный, но город понравился и тогда, однако в 2013-м я его не узнал — много всего перестроили, признаков Европы стало больше, и вот это столичное ощущение, которое и раньше было, стало каким-то вообще абсолютным — это не лесть, Казань больше похожа на столицу, чем Братислава или даже Варшава.
«Реальное время» готово предоставить всем желающим возможность высказаться о скандальной коллекции.
Фото instagram.com/inde_media
Тимур Рахматуллин
Справка
Олег Владимирович Кашин — российский журналист и писатель.
- Родился в 1980 году в Калининграде.
- В 2003 году окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности «судовождение на морских путях».
- В 2001—2003 годах — специальный корреспондент «Комсомольской правды» в Калининграде.
- В 2003—2005 годах — корреспондент ИД «Коммерсантъ».
- В 2005 году — специальный корреспондент газеты «Известия».
- В 2005—2007 годах — обозреватель журнала «Эксперт».
- С апреля 2007 года — заместитель главного редактора журнала «Русская жизнь» (rulife.ru).
- В 2011 году Олег Кашин вошел в Наблюдательный совет, контролирующий сбор средств для издания доклада «Путин. Коррупция».
- В июне 2011-го участвовал в гражданском форуме «Антиселигер».
- С 2011 по 2012 год — специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ».
- В октябре 2012 года избран в Координационный совет российской оппозиции.
- В 2013 году принимал участие в серии одиночных пикетов за освобождение участниц Pussy Riot.
- В 2014 году открыл сайт Kashin.guru для «новой русской интеллигенции». Сотрудничал с изданиями «Русский журнал», «Re: акция», «Твой день», «Медведь», «Большой город», Republic (Slon), Colta, Svpressa и Sputnik & Pogrom».
- С 2015 года — ведущий авторской программы «Кашин. Гуру» на телеканале «Дождь».
Кто «спрашивал за шмот»?
В то время процветали две крайне похожие, но противоборствующие субкультуры – скинхеды и антифа. И те и другие были крепко связаны с околофутбольным фанатским движением. Уличные драки между ними были повседневной нормой, а некоторые элементы одежды – распознавательными знаками.
Носить определённый бренд – значит, принадлежать к группировке. Так считали члены как левого, так и правого движения. Грубо говоря, это воспринималось так же, как если бы гражданский человек вдруг напялил военные погоны. У причастных лиц возникают вопросы, которые очень быстро конвертируются в удары по голове.
Чтобы текст не был пустым набором воспоминаний, я обратился к людям, в то время связанным с опасными движениями. Среди них бывшие фанаты, антифашисты и просто неформалы, которым доставалось больше всего
Важно: все, как один, утверждают, что правила часто различались по регионам. Обычно в этом был виноват испорченный «телефон»
Человек из провинции ехал в Москву или Питер, привозил оттуда нужные дресс-коды и рассказывал своим. Что-то забывалось, что-то приукрашивалось, а часть правил так и вовсе оказывалась бесполезными городскими легендами
Но в нулевых всё это было по-настоящему важно. Тогда субкультуры существовали гораздо более ярко и обособленно, чем сейчас
«По мнению этих двоих, носить можно только оригинальные брендовые вещи»
Подростки из Новошахтинска избили сверстника из-за «неправильной одежды».
«Вообще, они и до этого всех донимали. По мнению этих двоих, носить можно только оригинальные брендовые вещи. Хотя у самих денег на такие нет. Но к тем, кто надевал, скажем, поддельную толстовку Adidas, придирались. Могли даже снять кофту и выбросить ее в мусорку», — рассказал РИА Новости один из учащихся школы.
Они били новенького по голове ногами. Посмотреть на драку собралось около 10 подростков, но вступиться за жертву никто не рискнул.
161.ru
В больнице пострадавшему диагностировали черепно-мозговую травму и сотрясение, писал Anews.
«Когда на лавочке он пришел в себя, первым делом спросил, кто вокруг него и что он здесь делает? Он даже не помнил, что перешел в новую школу, что его избили, — рассказала РИА Новости мама жертвы. — Но в больнице сын признался: когда один из этих отморозков прыгнул ему на голову, больно было настолько, что казалось, череп сейчас треснет».
Из больницы пострадавшего выписали домой только спустя неделю. Теперь ему предстоит пройти обследование у кардиолога и невролога.
Агрессоры удалили страницы из соцсетей и залегли на дно. У одного из них уже есть условный срок за кражу.
Один из нападавших на подростка в новошахтинске. Фото: Комсомольская правда
Деление по качеству
Чтобы узнать, что такое шмот и какой именно следует одевать в онлайн-играх, следует изучить внутреннее деление экипировки на качество. Если речь идет об ММОРПГ, где наиболее часто применяется этот термин, то в них предметы различаются по качеству. В последнее время все разработчики используют для этого общепринятую систему. Вещи с серым фоном считаются мусором, их стоит собирать исключительно на первых уровнях, чтобы накопить несколько монет для общих растрат. Экипировка с зеленым фоном встречается наиболее часто, выдается за задание, падает с обычных монстров. Синий цвет обозначает более редкие предметы с дополнительными характеристиками. Получить их можно за сложные миссии или за прохождение каких-либо рейдов или подземелий. Экипировка с фиолетовым фоном считается целью всякого игрока в ММОРПГ. Добыть ее получится только в самых трудных боях, рейдах или длительных заданиях. Оранжевым цветом окрашивают легендарные артефакты, шанс получения такого предмета приравнивается к десятым или сотым долям процента. Иногда выдаются за сложные квестовые цепочки.
Какие бренды стали «опасными»
Родителям нужно знать, какая обновка может не порадовать сына или дочь.
Чаще всего к ответу призывают за несколько деталей молодёжного гардероба.
Военизированные парки и куртки торговой марки NAPAPIJRI.
Ветровки и футболки Stone Island.
Футболки и кепки фирмы Thrasher.
Одежда от Гоши Рубчинского.
Футболки бренда «Спутник 1985».
Любые камуфляжные вещи.
Не только бренды повод для агрессии
Провоцируя конфликт, агрессивные личности могут придираться не только к бренду. Они могут прицепиться и к тому, как именно носится та или иная одежда. К примеру, подвёрнуты ли джинсы, надета ли бейсболка поверх банданы, как именно она надета, козырьком набок или по-другому.
Нападающие нередко также выясняют, не подделаны ли фирменные вещи. А убедившись, что она брендовая, могут расспросить об истории создания торговой марки либо о значении символов, изображённых на вещах.
Отношение подростков
Сами подростки реагируют на опасность «пояснять» по-разному.
Одни просят своих мам и пап не приобретать одежду «запрещённых» брендов. Другие специально одеваются в те вещи, за которые могут «спросить». И намеренно появляются в тех местах, где нередки конфликты и столкновения.
Однако такие смельчаки вовсе не спешат побывать «добровольными жертвами». Они владеют приёмами рукопашного боя или иных боевых искусств. Поэтому ищут повод применить своё умение в жизни.
Как «пояснять», чтобы обойтись без драки
Как доходчиво и грамотно научиться «пояснять за шмот»? Подростки рассказывают о нескольких вариантах ответов.
Они могут быть довольно простыми. Так, на вопрос, где и с какой целью приобретались вещи, можно честно сказать, что их купили родители. И в этом нет абсолютно ничего постыдного! Принимается даже такой парадоксальный ответ: «Принёс Дед Мороз». Кто может поспорить с авторитетом сказочного дедушки?!
У вас растёт подросток? Не стоит делать сюрпризы, приобретая одежду без предварительного обсуждения всех деталей изделия.