Артикуляционный аппарат: устройство и строение речевого аппарата

Особенности конструкции

Устройство может работать до 15 часов без зарядки, поскольку оснащено мощным литиевым аккумулятором. Прибор выполнен с использованием качественных импортных комплектующих и собран на высокоточных станках. Голосообразующий аппарат по своим характеристикам превосходит многие отечественные аналоги. Он создан как переносное устройство, которое позволяет без проблем общаться. Конструкция устройства дает возможность через сокращение шейных мышц принимать механический сигнал и преобразовывать его в звук. Высокая частота вибрации мембраны способна приблизить механический голос произношения к привычному звучанию.

Где находятся голосовые связки у человека?

Голосовые связки представляют собой две складки кожи, натянутые поперек гортани. Они открываются и закрываются в зависимости от давления воздуха. Эти плоские белые треугольные полосы мышечной ткани прикрепляются к задней части горла волокнами хряща. Внешние края голосовых связок связаны с несколькими областями гортани, в то время как внутренние секции или «отверстия» остаются свободными.

Голосовые связки. Где расположены у человека

Над ними лежат «ложные голосовые складки» или «вестибулярные»: это толстые складки кожи, которые располагаются над «настоящими» голосовыми связками. Ложные складки защищают настоящие связки и позволяют человеку воспроизводить глубокие вокальные тона при пении.

Голосовые резонаторы: органы усиления силы звука

Резонатор способствует наращиванию интенсивности звуковой волны. Этот орган создает определенный тембр голоса и окраску. Верхние резонаторы (головные) формируют звук, а нижние (грудные) позволяют правильно его транслировать. Прорыв воздуха провоцирует колебание связок – появляется звук. Такая звуковая атака звука (твердая, мягкая, придыхательная) обеспечивают выработку тактики использования ресурсных возможностей звукоизвлечения:

  1. Твердая атака характеризуется прорывом воздуха, обеспечивает плавное звуковое течение без скачков.
  2. Мягкая атака провоцирует связочное смыкание, что проявляется при спокойном лиричном пении. В такой манере исполняются колыбельные: звук «льется», мягко обволакивая слушателей.
  3. Придыхательная атака применяется при задачах добиться художественной выразительности звучания голоса.

Используя различные тактики, можно добиться эффектного звучания, передачи самых тонких интонаций. Регулярные  занятия вокалом позволят повысить вокальное мастерство и создать собственную манеру исполнения.

Снятие мышечных зажимов

Узнав особенности строения и функционирования речевого аппарата, можно определить главную цель подготовки органов речи к предстоящей работе. Это должна быть «настройка» — активизация основных групп мышц. Тех, которые будут участвовать в речевом дыхании, резонаторов, обеспечивающих звучность голоса, и активных голосовых органов, ответственные за внятное произношение звуков.

Необходимо помнить о правильной осанке, благодаря которой лучше функционирует голосо-речевой аппарат. Для этого держите голову прямо, а спину ровно, не сутультесь, плечи расправьте, лопатки немного сведите вместе. Кроме этого, такая привычка к правильной осанке способствует улучшению вашего внешнего вида.

Для людей, чья деятельность связана с длительным говорением, большое значение имеет умение расслаблять органы речи и восстановить работоспособность речевого аппарата. Релаксация подразумевает отдых и расслабление, которая обеспечивается специальными упражнениями. Их рекомендуется выполнять в конце занятий по технике речи и сразу после продолжительного говорения, когда наступает усталость голосовых органов.

1. Поза релаксации

Возможно, вы читали в специальной литературе о позе и маске релаксации. То есть о расслаблении, снятии мышечных «зажимов». Чтобы принять такую позу, вам нужно сесть и слегка наклониться вперед, при этом согнув спину и склонив голову. Ноги опираться на всю стопу и должны быть расставленными под прямым углом друг к другу. Ваши руки лежат на бедрах, кисти свободно свисают. Глаза закройте. И максимально расслабьте все свои мышцы.

В такой позе релаксации можно применять отдельные формы аутотренинга, которые будут обеспечивать наиболее полное расслабление и отдых.

Сидя, максимально расслабьте все свои мышцы

2. Ее маска

Владение маской релаксации является не менее важным для оратора или говорящего. Для этого следует попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц лица. Как бы «надевать» маски радости, удивления, тоски и так далее. После этого расслабить все мышцы. Чтобы это сделать, произнесите звук «Т» на слабом выдохе и оставьте нижнюю челюсть в опущенном положении.

Кривляйтесь, напрягайте и расслабляйте лицо — это может вам улучшить свое звукопроизношение

Релаксация – один из элементов гигиены речевой деятельности. Ее общие требования: предохранение от нежелательного переохлаждения и от простудных заболеваний. Избегайте всего, что раздражает слизистую оболочку. Следуйте определенной методике тренировки речевого аппарата, соблюдайте правила выполнения упражнений по технике речи и разумно чередуйте нагрузки и отдых.

Вернуться к содержанию

Голосовой аппарат птиц

Голосовой аппарат птиц имеет не одну гортань, а две — верхнюю (larynx) и нижнюю (syrynx). Главная роль в образовании звуков принадлежит нижней, устроенной очень сложно. Само её наличие — отличие птиц от других животных. Располагается она в нижней части трахеи там, где трахея разветвляется на два главных бронха.

Нижняя гортань имеет два или четыре вибратора, работающих независимо друг от друга, что позволяет птице изображать из себя дуэт или квартет. Также она позволяет использовать в качестве сильнейшего резонатора трахею. У многих птиц последняя сильно увеличивается в длину и диаметре, увеличиваются также и бронхи, имеющие каждый по независимому источнику звука. Птица способна значительно изменять форму сложной системы голосового аппарата при помощи движений тела и натяжения специальных мышц. Это позволяет ей управлять высотой и тембром своего голоса.

Ритмические характеристики звука определяются рефлекторным содружеством нижней и верхней гортани. Верхняя выступает в роли стоп-крана на пути звукового потока.

Голосовой аппарат занимает значительную часть тела, что особенно характерно для маленьких птичек, у которых в процесс пения вовлекается весь организм.

Анатомия речи

Голосовой аппарат − это совокупность анатомических структур, обеспечивающих образование голоса и речи. В его устройстве принято выделять два больших отдела: периферический и центральный. Центральный отдел представлен головным мозгом, в частности, корой больших полушарий, рядом подкорковых узлов и проводящими путями, связывающими их вместе. Помимо того, туда относят ядра черепно-мозговых нервов, которые участвуют при звукообразовании. Анатомия периферического голосового аппарата включает костные, хрящевые и мышечные образования, связочный аппарат и периферические нервы, которые воспринимают или передают какую-либо информацию к органам артикуляции.

Периферический отдел разделяют на три функциональных отдела, выполняющих различные задачи: дыхательный, голосовой и артикуляционный. При нарушении работы любого из них возникают нарушения речи.

Дыхательный отдел

Основной звукообразующий фактор − воздух, проходящий через дыхательные пути. В связи с этим, вокалисты всегда тренируют правильное дыхание, позволяющее улучшить акустику голоса. Дыхательные движения осуществляются рефлекторно, как правило, в обычной жизни человек не думает, когда ему делать вдох или выдох. Механизм регуляции связан с дыхательным центром в продолговатом мозге.

К дыхательному отделу относят оба легких, трахеобронхиальное дерево, диафрагму и межреберные мышцы. Движения последних приводят к расширению грудной клетки во время вдоха и ее сужению при выдохе. Диафрагма участвует в брюшном типе дыхания, осуществляемом преимущественно за счет ее растяжения.

Образование звуков и слов происходит во время выдоха. Проходящий через голосовой и артикуляционный отдел воздух заставляет колебаться их структуры. Если у человека имеются заболевания легких, то звучание речи искажается.

Голосовой отдел

В фониатрии выделяют три характеристики голоса любого человека: тембр, высоту и силу. Все они создаются в момент вибрации голосовых связок при прохождении через них воздуха. Амплитуда колебания определяет силу голоса. Чем сильнее колебание, тем выше звук. Тембр определяют голосовой окраской, специфичной для каждого конкретного человека. Натяжение складок и степень давления на них воздуха создают определенную высоту голоса.

Звукопроизносящий отдел

Устройство артикуляционной части голосового аппарата включает в себя анатомические образования, которые находятся в ротовой полости: нижнюю челюсть, язык, мягкое нёбо и губы. Движения указанными структурами осуществляются с помощью мышц. При нарушениях их работы у человека возможны различные речевые дефекты. Логопедические упражнения и массаж позволяют тренировать мышцы, улучшая речь.

Язык является основным артикуляционным органом. Его основой являются поперечно-полосатые мышцы, обеспечивающие движения и изменение формы. Во время разговора он может становиться длиннее, короче, а также изменять свою ширину. В строении языка выделяют три части: корень, фиксированный к дну ротовой полости, спинку и кончик.

Нижняя и верхняя губа − подвижные структуры. Участвуют в произношении практически всех звуков, так как определяют скорость выхода потока воздуха из ротовой полости. Благодаря мимическим мышцам могут менять свою форму, что также играет важную роль в физиологии речи у людей. Нижняя челюсть располагается в нижней части черепа и обладает ограниченной амплитудой движения. Участвует в произношении ударных гласных: «О», «У», «И» и ряда других.

Мягкое небо образует верхнюю границу ротовой полости и плотно связано с твердым небом. Благодаря развитым мышечным волокнам может приподниматься и опускаться вниз. Анатомически разделяет ротовую полость от носовой части глотки. На конце имеет небольшой язычок. При произношении согласных «Н» и «М» небная занавеска опущена. Все другие звуки произносятся с опущенным мягким небом. При нарушении движений голос приобретает гнусавость, что связано с направлением потока воздуха в носовую полость.

К артикуляционному аппарату относят и ряд пассивных структур: зубные ряды, носовую полость, твердое небо и глотку. Они участвуют в звукопроизношении, выступая точками опоры для языка и мягкого неба.

Строение речевого аппарата

Голосовой аппарат состоит из двух отделов: центрального и исполнительного. Первый представляет собой головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями, ядрами ствола (в первую очередь продолговатого мозга) и соответствующих нервов. А периферический отдел – вся совокупность исполнительных речевых органов, которые включают в себя кости и хрящи, мышцы и связки, а также периферические нервы (чувственные и двигательные). С их помощью осуществляется работа перечисленных органов.

Строение речевого аппарата человека

В свою очередь, исполнительный отдел состоит из трех основных отделов, каждый из которых действует совокупно:

1. Дыхательный отдел

Ни для кого не секрет, что образование дыхания человека является важнейшим физиологическим процессом. Люди дышат рефлекторно, особо не задумываясь об этом. Дыхание осуществляется особыми центрами нервной системы человека, и оно состоит из трех непрерывных и следующих друг за другом фаз:

  • вдох
  • пауза
  • выдох

Человек всегда говорит на выдохе и создаваемый им поток воздушной струи осуществляет одновременно две функции: голосообразующую и артикуляционную. Любое нарушение этого правила искажает звучание речи

Именно поэтому, очень важно уделять время работе над речевым дыханием

К дыхательным органам относятся легкие, бронхи, трахея, межреберные мышцы, а также диафрагма. Именно на нее опираются главные мышцы человека. Диафрагма – эластичная мышца, имеющая форму купола в расслабленном состоянии. Когда она и межреберные мышцы сокращаются, то объем грудной клетки человека увеличивается и происходит вдох. И наоборот, когда они расслабляются – выдох.

2. Голосовой

Существуют три основные характеристики голоса. Это сила, тембр и его высота. В результате колебания голосовых связок человека движение потока воздушной струи при выдохе превращается в колебание частиц воздуха. Далее эти пульсации передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

В основном, сила голоса зависит от амплитуды (то есть размаха) колебаний голосовых связок. Она регулируется силой воздуха.

Тембр – это звуковая окраска, то есть звуки одинаковой громкости, высоты, но исполненные разными голосами человека. Он определяется формой вибратора, вызывающего колебания.

Высота вашего голоса зависит от того, насколько сильно поток струи воздуха будет оказывать давление на голосовые складки, от степени их натяжения.

1) активные органы

Являются подвижными и способствуют образованию звуков. К ним относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Эти органы речи состоят из мышц, следовательно, их можно тренировать.

Изменение положения органов речи влечет за собой образование сужений и затворов в различных частях артикуляционного аппарата человека. Благодаря чему и определяется тот или иной характер произносимого звука.

Нижняя челюсть человека и мягкое нёбо может опускаться и подниматься. Таким образом, они закрывают и открывают проход в носовую полость. Нижняя челюсть способствует полному развитию ударных гласных, таких как «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э».

Язык – главный орган артикуляции, богатый мышцами, которые делают его разительно подвижным. Вследствие чего, он может, как удлиняться, так и укорачиваться, делаться узким и широким, а также может быть выгнутым и плоским.

Губы человека представляют собой подвижное образование. Они активно участвуют и обеспечивают артикуляцию слов и звуков, которым соответствует определенное положение языка. Губы могут менять свою форму и размер, активно обеспечивая артикуляцию гласных звуков в речи.

Мягкое нёбо (нёбная занавеска) лежит вверху ротовой полости и является продолжением твёрдого нёба. Нёбная занавеска, как и нижняя челюсть, может опускаться и подниматься. Таким образом она отделяет глотку от носоглотки. Мягкое нёбо начинается у верхних зубов за альвеолами, оканчивается – маленьким язычком. При произнесении всех звуков, кроме согласных «М» и «Н», нёбная занавеска поднята. Если по каким-либо причинам она бездействует или опущена, то звук у человека получается носовой. Вследствие чего, получается гнусавым и голос. Так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят, в основном, через носовую полость.

2) пассивные органы

Включают в себя неподвижные органы, которые служат точкой опоры для подвижных. К пассивным речевым органам относятся зубы, альвеолы, полость носа, твёрдое нёбо, глотка, гортань. В свою очередь они оказывают наибольшее влияние на технику речи человека.

Голосовой аппарат птиц

Голосовой аппарат птиц имеет не одну гортань, а две — верхнюю (larynx) и нижнюю (syrynx). Главная роль в образовании звуков принадлежит нижней, устроенной очень сложно. Само её наличие — отличие птиц от других животных. Располагается она в нижней части трахеи там, где трахея разветвляется на два главных бронха.

Нижняя гортань имеет два или четыре вибратора, работающих независимо друг от друга, что позволяет птице изображать из себя дуэт или квартет. Также она позволяет использовать в качестве сильнейшего резонатора трахею. У многих птиц последняя сильно увеличивается в длину и диаметре, увеличиваются также и бронхи, имеющие каждый по независимому источнику звука. Птица способна значительно изменять форму сложной системы голосового аппарата при помощи движений тела и натяжения специальных мышц. Это позволяет ей управлять высотой и тембром своего голоса.

Ритмические характеристики звука определяются рефлекторным содружеством нижней и верхней гортани. Верхняя выступает в роли стоп-крана на пути звукового потока.

Голосовой аппарат занимает значительную часть тела, что особенно характерно для маленьких птичек, у которых в процесс пения вовлекается весь организм.

Инструкция по применению

Голосообразующий аппарат может освоить каждый человек и за пару дней научиться громко и четко говорить. Не стоит переживать, если первые попытки будут неудачными. Использование прибора не подразумевает хирургическое вмешательство. Голосообразующий аппарат «Хронос-АГ 2000» предназначен для использования пациентами, которые перенесли операцию по удалению горла, голосовых связок, в том числе из-за рака горла.

Для воспроизведения звука достаточно приложить аппарат к горлу. Устройство обладает специальной мембраной, которая озвучивает артикуляционно произнесенные фразы. Прибор позволяет людям говорить механическим голосом. Данное устройство является аналогом голосообразующего аппарата Servox, который является мировым лидером в данной сфере.

Сравнительные характеристик голосообразующих аппаратов различных марок

Наименование, тип 

АГ-80

АГМ-95

Amplicord-95

АГ-2000

Разработчик, изготовитель

МЗСТМА «Ритм»

АНО ИМЦ «АГМА»

«Amplicord», Италия

Фонд «Хронос-Милосердие»

Максимальные габариты, мм

135х38

90х36

120х31,6

115х37

Вес, г, не более

260

200

90 (без аккумуляторной батареи)

150

Диапазон изменения частоты основного тона, Гц, не менее

55-110

50-120

Данных нет

45-120

Наличие регулировки тона

есть

есть

есть

есть

Ток потребления, мА, не более

150

100

Данных нет

100

Номинальное напряжение питания, В

6

6

9

2,4

Время непрерывной работы аппарата, часов

5-6

5-6

Данных нет

6

Время непрерывного разговора с аппаратом без подзарядки аккумулятора, часов, не менее

Данных нет

Данных нет

20

12

Время зарядки комплекта аккумуляторов, часов

42

28

12

10

Диапазон рабочих температур, оС

данных нет

-20±40

данных нет

-25±40

Максимальная емкость аккумуляторной батареи, мА/ч

260

260

120

700

Средний срок службы, лет, не менее

данных нет

5

данных нет

7

Таким образом, наряду с традиционными методами восстановления голосовой функции, стали более широко использовать хирургические методы, голосообразующие аппараты, однако следует подчеркнуть, что каждый из перечисленных методов, обладая рядом преимуществ, не лишен определенных недостатков, поэтому способ восстановления голосовой функции у больных после удаления гортани является методом выбора.

Строение речевого аппарата

Основные органы речевого аппарата можно разделить на два центра это центральный и периферический. Самым ключевым и центральным органом выступает человек с его нервными окончаниями. К данной части системы можно отнести практически все неврологические органы. Исполнительной частью является периферический отдел речевого аппарата, который отвечает за воспроизведение звуков и слов. Периферийный часть речевого аппарат человека согласно функционала можно разделить на последующие группы:

  1. Часть которая отвечает за снабжение организма воздухом, как вы понимаете это очень важная часть речевого аппарата. Данная система работает автоматически и регулируется внутренними механизмами человека, без удаления внимания человека. Слова и звуки всегда идут на выдохе. Поток воздуха который выходит из легких и бронхов помогает воспроизводить определенные звуки. Все это и есть функциональная часть органа.
  2. Голосовая часть речи. Голос любого человека имеет три основные характеристики, это: громкость, тембр и высота выдаваемых звуков. Все звуки и слова которые выдает человек формируются благодаря работе голосовых связок и смежных органов.
  3. Артикуляционный аппарат — работает над тем, чтоб неопределенные звуки сопоставлять в нормальные предложения и как следствие речь. Он состоит из активных и пассивных частей. Подвижные и те, которые непосредственно помогают выдавать звуки называются активными. Самыми основными частями данного аппарата считают губы, язык, челюсть. От вибрации и изменения положения данных частей тела и зависит какой звук будет. К примеру челюсть помогает создавать ударные гласные различных мастей. В свою очередь я зык самая сильная и  нужная мышца. От гибкости и возможностей его и зависит как четко и хорошо человек будет произносить звуки. Губы в свою очередь участвуют в формировании гласных звуков и для регулировки положения языка. Точнее сказать помогают языку занимать правильное положение во рту.

К пассивным органам артикуляционного аппарата считаются именно те части тела, которые неподвижные. Они участвуют в образовании звуков пассивно. Скажем зубы принимают участие в образовании совершенно всех звуков и слов.

Общая информация

Производитель утверждает, что изделие отличается высокой степенью надежности. Прибор крайне прост в эксплуатации, поэтому каждый человек, который перенес серьезное заболевание горла, может заново научиться говорить. Устройство позволяет преобразовывать механические колебания горла в звук. Изделие выполнено в виде компактного портативного прибора, который легко помещается в руке.

Голосообразующий аппарат базируется на механическо-электронном принципе формирования голоса. К каждому изделию прилагается декларация о соответствии. Прибор зарегистрирован в Росздравнадзоре, поэтому он разрешен к реализации и использованию в России.

Характеристики голоса

Основными являются диапазон, сила и тембр. На силу влияет напряжение воздуха при выдохе и то, с какой мощностью смыкаются истинные голосовые связки. Напряжение этих же связок определяет высоту голоса. Исходя из того, в какой жизненной ситуации находится человек, он должен уметь регулировать силу своего голоса

Важно уметь говорить и тихо, и громко

Тембр голоса определяется тем, как человек использует свои резонаторы. Чем лучше он делает это, тем звучней окраска. Тембр является неповторимой окраской. Человек не может управлять своими нижними резонаторами, в то же время использование верхних резонаторов можно тренировать и доводить до совершенства.

Что касается диапазона, то он представляет собой количество тонов, издаваемое голосом. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, хотя в быту используется 3-4 ноты. Чем шире диапазон, тем выразительней будет речь человека.

Кто чаще всего обращается к фониатрам

Самыми частыми гостями этих врачей можно назвать вокалистов. Как и у всех музыкантов, голос — их инструмент, который нуждается в постоянной заботе и правильном уходе. Однако не только они наведываются к фониатрам.

По словам доктора Аветисяна, в фониатрии различают две основные категории голосов: певческий и речевой. К речевой относятся те пациенты, которые вынуждены много разговаривать по работе, — дикторы, преподаватели, лекторы, актеры драматического жанра, священнослужители и даже логопеды, ведь во время работы на их речевой аппарат создается огромная нагрузка.

Поэтому можно сделать вывод, что фониатр помогает тем людям, чья профессия связана непосредственно с применением голоса.

Тренировка голоса

Одним из средств восстановления голосового аппарата является голосовая гимнастика:

  • Стараться правильно использовать силу мышечных связок.
  • Следить за правильным дыханием во время разговора. Для укрепления связок речь следует начинать на выдохе.
  • Чаще менять интонацию во время разговора, поскольку модуляция голоса придает речи выразительность.
  • Ежедневно проводить фониатрические упражнения. Это можно делать каждое утро. Для этого следует слова произносить протяжно, выпуская при этом воздух через нос, так чтобы голос приобретал оттенок гнусавости. Такое упражнение можно повторять в течение всего дня.

Голосовой аппарат: специфика работы при звукоизвлечении

Нижняя челюсть, губы, язык и зубы активно участвуют в процессе формирования звуков. В зависимости от специфики строения этих органов или имеющихся дефектов может возникнуть такой эффект, как шепелявость или, к примеру, картавость. В процессе занятий вокальным мастерством развивают:

  • дыхательный аппарат (диафрагма);
  • гортань;
  • голосовые связки;
  • вокальные резонаторы.

Вокалист вдыхает воздух при помощи диафрагмы, что позволяет набрать до трёх раз больше воздуха, нежели при обычном вдохе легкими. После этого выдыхаемый поток воздуха проходит через гортань и наконец достигает связок. Воздушная струя прорывается через связочную щель и создаёт высокочастотное их колебание, образуя вокальное звучание. Далее звук направляется в резонаторы — органы усиливающие интенсивность и объем звуковой волны. 

В зависимости от длины и толщины эластичных мышц формируется низкий или высокий звуковой регистр (мужские и женские голоса). Обладатели низких басов имеют толщину связочных мышц (не более 5 мм), а для высокого сопрано характерны иные параметры (около 2 мм). Перламутровый цвет – признак здоровья связок, которые краснеют при воспалении. При большом напряжении на этот орган могут возникнуть проблемы со звукоизвлечением: голос становится сиплым или хриплым, требуется медицинское вмешательство.

Центральный аппарат и его строение

Центральный речевой аппарат – это элементы мозга человека. Его составляющие:

  • Мозговая кора (в основном левая ее часть).
  • Узлы под корой.
  • Ядра нервов и ствола.
  • Пути, проводящие сигналы.

Речь, как и все остальные проявления работы высшей нервной системы, развивается благодаря рефлексам. Эти рефлексы неразрывно связаны с работой мозга. Его некоторые отделы играют особую, главную роль в воспроизведении речи. Среди них: височная часть, лобная доля, теменная область и затылочная, относящиеся к левому полушарию. У правшей эту роль выполняет полушарие правой части мозга.

Нижние, они же лобные, извилины играют основную роль при создании устной речи. Извилины в области висков – слуховая часть, воспринимающая все звуковые раздражения. Благодаря ей можно слышать чужую речь. В процессе понимания звуков основную работу выполняет теменная область коры человеческого мозга. А затылочная часть отвечает за зрительную часть и восприятие речи в виде письма. У детей она активна при наблюдении артикуляции старших, приводит к развитию устной речи.

От подкорковых ядер зависит характерный окрас голоса.

С периферическими элементами системы мозг взаимодействует при помощи:

  • Путей центростремительных.
  • Путей центробежных.

Центробежные пути связывают кору с мышцами, которые регулируют работу периферического отдела. Начало центробежный путь берет в коре головного мозга. Мозг посылает по этим путям сигналы ко всем периферическим органам, производящим звуки.

Ответные сигналы к центральному отделу проходят по центростремительным путям. Их начало расположено в барорецепторах и проприорецепторах, находящихся внутри мышц, а также сухожилий и суставных поверхностях.

Центральный и периферический отделы неразрывно связаны и дисфункция одного неизбежно приведет к нарушению работы другого. Они составляют единую систему речевого аппарата, благодаря которому организм способен производить звуки. Артикуляционный отдел, как элемент периферической части, играет обособленную роль в постановке правильной и красивой речи.

Строение речевого аппарата

Определение 1

Строение речевого аппарата — это структура органов порождения речи.

Звуки создаются при прохождении воздуха через речевой аппарат. Возникает речь, которая и является результатом работы аппарата. К аппарату речи принадлежит весь дыхательный тракт и все органы вдоль него – от губ к легким. Следует добавить, что образование звуков является, так сказать, побочным продуктом деятельности органов, предназначенных для дыхания и принятия пищи. Потребность в этом «побочном продукте» видоизменила и усовершенствовала соответствующие органы.

Речевой аппарат состоит из трех групп органов, из трех отделов.

Отдел первый. Дыхательные органы, нижний отдел речевого аппарата, включают легкие и дыхательное горло (трахею).

Нижняя часть трахеи разделяется на два бронха, которые идут в легкие, разветвляясь на более мелкие трубки, которые заканчиваются альвеолярными ходами.

Процесс дыхания осуществляется мышцами диафрагмы и ребер. При вдыхании мышцы сокращаются, поднимая ребра и опуская диафрагму. Объем легких увеличивается и происходит вдох.

При выдыхании мышцы ослабляются, объем легких уменьшается и воздух выжимается из них через дыхательный тракт. Образуется воздушная струя, которая служит материалом для творения звука в верхних отделах речевого аппарата.

Отдел второй. Гортань представляет собой верхнюю, расширенную часть трахеи. Каркасом для речевого аппарата служат хрящи, выполняющие охранную функцию:

  • перстневидный (снизу);
  • щитовидный (сверху).

На внутренних стенках щитовидного хряща размещены две эластичные голосовые связки. Напряженные голосовые связки под давлением воздуха вибрируют и образуют голос разной силы и высоты. Расслабленные голосовые связки не имеют такой возможности.

Итак, основная функция гортани заключается в голосообразовании. Голосовые связки могут образовывать и шепот, если при прохождении воздуха они сомкнуты, но остается небольшая щель между пирамидальными хрящами, протискиваясь сквозь которую, воздух образует шум, характерный для шипящих звуков.

Звук, исходящий непосредственно из гортани, являясь еще нечленораздельным – это один звук, а не разные звуки. Он напоминает «тесто», из которого должны быть «вылеплены» разные отдельные звуки. Впрочем, некоторые звуковые вариации берут начало и в самой гортани: шепот (воздушная струя проходит преимущественно между черпаловидными хрящами); фальцет (неестественно высокий голос, при котором напряженные голосовые связки расходятся только в передней части); гортанные или ларингальные звуки.

Отдел третий. Надгортанные полости. Они состоят из:

  1. глотки;
  2. ротовой полости;
  3. носовой полости.

Замечание 1

Вместе они называются еще надставной трубой. Полость глотки (гр. «фаринкс», откуда и термин — фарингальные звуки) размещена сразу же над гортанью. Верхняя ее часть называется носоглоткой, а средняя – зевом.

Полость глотки соединяется с ротовой, а выше – с носовой полостью. Все три полости являются резонаторами звуков. Ротовая полость представляет собой важнейший резонатор. Неизменная носовая полость используется при создании лишь небольшого количества носовых звуков – в русском языке – согласных и .

При образовании носовых звуков носовая полость подключается лишь как дополнительный резонатор к двум другим полостям. Ротовая же полость, благодаря своей большой сменности, является местом создания господствующего большинства звуков всех языков, используясь и как резонатор, и как источник разнообразных шумов.

Замечание 2

Все органы речи делятся на активные, которые являются подвижными, и пассивные – неспособные к перемещениям.

К активным органам речи относятся легкие, голосовые связки, язык, мягкое небо, язычок и губы. В некоторых случаях активной становится также задняя стенка зева. В частности, она является активной при образовании русского фарингального звука г (голова, голос).

К пассивным органам относятся в частности зубы, носовая полость, альвеолы, твердое небо.

Как физическое явление звук речи образуется в результате колебания голосовых связок и взаимодействия надгортанных органов и полостей под действием струи выдыхаемого воздуха. Реже звуки могут произноситься на базе струи вдыхаемого воздуха. В связи с этим все звуки речи делятся на экспираты (возникают на выдохе) и икспираты (возникают на вдохе).

Замечание 3

Экспираты характерны для всех языков, а инспираты образуются только в отдельных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector